Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +0.3 °C
Ҫӗнӗ тусна туп, киввине ан ман.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Вадим: Предположения про поэму "Нарспи"

Вадим27.05.2012 22:3820852 хут пӑхнӑ
Версия. Предположения. Рассуждения.
Каҫарӑр мана хисеплӗ тантӑшсем, кӳршӗсем, тӑвансем, тата ыттисем-те, ҫак статьяна вырӑсла ҫырнишӑн. Чӑвашла ҫырас терӗм. Анчах нумай чӑвашсем,паян кунра чӑвашла пелменнипе, вӗсем валли те, вырӑслах ҫырас тарӗм. Вӗсем те шухӑшласа пӑхчӗр.
Уважаемые земляки,хотелось бы затронуть немаловажную сторону жизни нашего народа. Историю нашего народа. В школах, прошли программу обучения и все, пошли дальше. О чем речь.
Все мы с вами в школе учили всемирно известную поэму «Нарспи» Константина Васильевича Иванова - классика чувашской поэзии, гордости чувашского народа, уроженца села Слакбаш (по-чувашски – Слакпуҫ), Белебеевского района, Республика Башкортостан (данные Белебеевского сайта, советую почитать).
Вспоминаю наше обучение. Читали и учили эту поэму. Что-то запомнилось, что-то нет. Недавно побывал на сайте учителя чувашского языка и литературы Михайловой Зинаиды Петровны, учителя высшей катего-рии,МОУ «Красноармейская средняя общеобразовательная школа №2». Сразу скажу, очень хороший сайт, советую посмотреть. Материал для дискуссии взят в основном оттуда.
Прочитал еще раз поэму «Нарспи». И вышел на интерес-ные моменты, о которых в школе в период обучения не говорили. То ли, учителя сами не знали об этом, то ли не хотели освещать и умалчивали об этом. В совре-менном обучении происходит, наверное тоже самое.
Вот перед Вами отрывки из поэмы «Нарспи»:
Пуш уйӑхӑн вӗҫӗнче Хӗвел пӑхрӗ ӑшӑтса,
чӑваш ялӗнче Юр ирӗлчӗ васкаса.
Тусем, сӑртсем хуп-хура Юрӗ кайса пӗтнӗрен,
Тухать курӑк ҫӑп-ҫӑра Хӗвел хытӑ хӗртнӗрен.
-----------------------------------------------------
Силпи ялӗ — пуян ял, Ларать вӑрман ӑшӗнче.
Кантур пекех ҫурчӗсем Ват йӑмрасем айӗнче.
-----------------------------------------------------
Силпи ялӗ — аслӑ ял, Хула тейӗн инҫетрен.
Ахӑр, кунти чӑвашсен Мулӗ пур-тӑр ҫав вӗсен
-----------------------------------------------------
Аслӑ Силпи ялӗнче Нарспи ятлӑ хӗр ӳсет.
-----------------------------------------------------
Турикасри ҫак кил-ҫурт Аякранах курӑнать —
Пирӗн ватӑ Михетер Тивӗҫлипе мухтанать.
-----------------------------------------------------
Ял вӗҫӗнче, Тукасра, Пӗчӗкҫеҫҫӗ пӳрт ларать.
Амӑшӗпе ҫак пӳртре Сетнер ача пурӑнать.
-----------------------------------------------------
Аслӑ ял та Хушӑлкар Икӗ тӑвӑн хушшинче;
Туйне туса Тӑхтаман Ларать сӗтел хушшинче.

Я специально выделил жирным шрифтом названия чувашских деревень: Силпи; Турикас; Хушӑлкар.
Возникают простые вопросы:
1.А где находятся эти деревни? Обращаем внимание на: «Силпи ялӗ — аслӑ ял»? «Аслӑ ял та Хушӑлкар»?
2.Что означает слово: «аслӑ ял».
Предположение.
К. В. Иванов проживал в селе Слакбаш (Слакпуҫ ялӗ), Белебеевского района и возможно, он описал в поэме драматические события происшедшие в деревнях: Силпи; Турикас; Хушӑлкар, находящихся в этом регионе. Смотрим на атлас мира 1998г. выпуска и видим, что Белебеевский район расположен на юго-западе республики Башкортостан, на склонах горной гряды – Южный Урал. Читаем дальше: Тусем, сӑртсем хуп-хура…, указывается, видимо – Уральские горы.
Напрашивается опять вопрос:
1.Значит в этом регионе, в районе горной гряды Южный Урал много других чувашских деревень?
2.Все таки, интересно узнать, где расположены эти деревни: Силпи; Турикас; Хушӑлкар.
Я в этих регионах не был, кроме республики Татарстан, ничего сказать не могу. В Татарстане много чувашских деревень. Посмотрев в атлас мира 1998г. выпуска, кроме Белебеевска, этих чувашских деревень не нашел.
В период обучения, нам - ученикам, учителя истории, учителя чувашского языка и литературы не показывали на карте Российской Федерации, чтобы ученики знали – где эти деревни расположены?
Возможно и сейчас, в ходе современного обучения, вряд ли многие учителя истории, учителя чувашского языка и литературы показывают на карте Российской Федерации места расположения «знаменитых» чувашских деревень.Раз не показывают, возможно и сами учителя, не все знают, где находятся эти деревни. Раз не знают, и что они будут показывать.
Не хочу обижать учителей истории,учителей чувашского языка и литературы. Много поколений закончили школу. И они наверняка тоже не в полной мере получили эти знания. Конечно, это не так страшно. Но по моему, это упущение одного из направлений привития ученикам любви: к родной земле; к родному народу; к родной деревне; к родной культуре.
Давайте выйдем на улицу и зададим всем встречным людям нашей национальности: депутатам; руководителям и чиновникам различного уровня; интеллигенции; учителям и ученикам и другим людям простой вопрос: «Где расположены деревни: Силпи; Турикас; Хушӑлкар из поэмы «Нарспи», существуют ли они на самом деле или являются художественным вымыслом поэта? Я уверен, что большинство образованных людей не дадут положительного ответа. Возможно, я и ошибаюсь!? Дай бог, что я ошибаюсь и приношу заранее перед Всеми извинение.
Возникают также другие вопросы:
- Сколько чувашских деревень находятся вне республики Чувашия, расположенные и веками проживающие на территории Поволжья: в республике Татарстан; в Ульяновской области; в Самарской области; в Пензенской области; в Саратовской области; в Волгоградской области; в Оренбургской области.
Также интересно знать про чувашские деревни,располо-женные между Волгой и Уралом:
- Самая отдаленная чувашская деревня, расположенная на севере?
- Самая отдаленная чувашская деревня, расположенная на юге?
- Самая отдаленная чувашская деревня, расположенная на западе?
- Самая отдаленная чувашская деревня, расположенная на востоке?
- На сколько растянуты чувашские деревни: с севера на юг и с запада на восток?
Так что, есть о чем подумать?
Больше половины вопросов я сам не знаю, потому что в школе нам этого не преподавали. Интересно все. Хотелось бы знать.
Плохо, что мы не знаем и большинство тех деревень, которые дала нам великих чувашских поэтов, писателей, композиторов, героев различных профессий, которые прославили нашу землю.
Еще раз заранее приношу извинения всем, если что не так.
Предлагаю также прочитать: «Манифест чувашей Ульяновской области». Очень интересно. Особенно задевает последний раздел.
«Прости нас, Константин Иванов - великий поэт чувашского народа, за наши низкие знания истории своего народа».
Будем учиться, наверстывать упущенное.
 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Вол // 2284.74.3082
2012.05.31 18:30
Çак пуян Михетер миçе çулта пулна-ши вара? Ватă тетпĕр таха ăна. Чипер Нарспи вара мĕнле çемьере çитĕннĕ?
Вол // 2284.74.3082
2012.05.31 18:33
Константин Иванов, ман шутпа, Л. Толстойăн "Анна Каренина" кĕнекине питĕ килĕштернĕ. Пĕрпеклĕхсем ытла та нумай-çке.
Serteuntri // 4214.99.4133
2012.05.31 23:52
Нарспи поэма пур ха вăл, ку питĕ лайăх.
Анчах та чăвашăн и ха вăл?
Ку поэма анклавра çуралса ÿснĕ чăваш çырнă, чăвашăн ăшчиккине пур енчен те тĕресех уçса памасть, тата чăваша тĕрлĕ класс çылăхесемпе çырлахма вĕрентет.
Ку поэмăра чăн чăваш ялĕсем çинчен çырса кăтартман, чăвашăн тĕп çĕрĕнче пурăнакансем çук поэмăра.

Страницӑсем: 1, 2, 3, [4]

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем