Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 -0.7 °C
Пиҫнӗ-пиҫмен иккӗ тӑрантарать.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Аçтахар Плотников: Геннадий Николаев о чувашских и татарских научных школах историков: Теперь мы стали ближе друг другу

Аçтахар Плотников14.06.2017 17:1313218 хут пӑхнӑ

29 мая 2017 г. в Чувашском государственном институте гуманитарных наук прошел совместный научный семинар с татарскими учёными из Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан. Мы встретились с заместителем директора по науке и развитию ЧГИГН Геннадием Николаевым и попросили подробнее рассказать об итогах прошедшего форума.

— Геннадий Алексеевич, 29 мая в институте гуманитарных наук прошел научный семинар, в котором приняли участие ученые из братского Татарстана. Его цель – знакомство опытом организации научных исследований в области гуманитарных наук в Институте истории им. Ш. Марждани. Как родилась идея данного семинара?

— Мы с татарами — соседи. Соседям, как известно, самой жизнью предписано тесно общаться. У татар своя историческая школа, у нас, у чувашей — своя. Обе они — самодостаточные исследовательские сообщества, и, разумеется, каждая из них имеет свои научные традиции. В ходе научных изысканий, что, естественно, мы знакомимся с работами друг друга, сверяем результаты исследований.

Как возникла идея об организации совместного семинара? Прежде всего скажу, что это не первое совместное научное мероприятие. Ранее, 13 апреля 2011 г., мы с нашими татарскими коллегами в Чебоксарах провели научный семинар «Волжская Болгария (Булгария): этнокультурная ситуация и общественное развитие». Тогда состоялся диалог по самым спорным вопросам истории и культуры двух народов. Для новой встречи был серьезный повод. Вообще, если посмотреть на достижения уважаемых коллег из Института истории им. Ш. Марджани, то их можно охарактеризовать, на мой взгляд, как выдающиеся. Стоит сказать, что в феврале текущего года их институту исполнилось всего 20 лет. Но за это время они смогли издать более тысячи монографий. И что еще более важно, они сумели издать семитомную историю татар. Естественно, возникает вопрос: как они достигли таких результатов? Отсюда и возникла идея пригласить татарских коллег в наш институт, чтобы ознакомиться с их опытом в организации научных изысканий в области гуманитарных наук.

— То есть идея встречи исходила с нашей стороны?

— Да, с нашей стороны. Одна деталь. В нынешнем году мы были приглашены на юбилей Института истории им. Ш. Марджани. Научное сообщество чувашских историков представляла небольшая делегация с нашего института. Тогда нас ознакомили с коллективом татарских историков и этнологов. Было чему удивляться. Возникло закономерное желание ознакомить и других наших сотрудников с опытом работы татарских ученых. Директор нашего института П.С. Краснов обратился к Р.С. Хакимову и пригласил татарских коллег в гости. Они любезно согласились, и встреча состоялась.

На мой взгляд, данное событие исключительно значимое, в какой-то мере и историческое. Если быть скрупулезным — впервые за все время существования нашего института к нам приехала большая делегация татарских ученых-историков во главе с вице-президентом Академии наук Татарстана, директором Института истории им. Ш. Марждани академиком Рафаэлем Сигбатовичем Хакимовым. Он лично провел презентацию семитомной «Истории татар с древнейших времен», рассказал о пройденном пути возглавляемого им учреждения. Возглавляющие научные подразделения института ученые ознакомили с работой своих отделов. Были и личные беседы, обмен мнениями по самым разным областям гуманитарной науки.

— Каковы итоги семинара?

— Забегая вперед, скажу: татарские коллеги пригласили нас посетить осенью этого года Институт истории им. Ш. Марджани. Они очень тепло отозвались о нас, охарактеризовали нашу историческую науку как фундаментальную. По их мнению, и им есть, чему у нас учиться. То есть они хотят ознакомиться с опытом работы научных подразделений ЧГИГН. Если ничто не помешает, осенью текущего года мы будем представлять наш Чувашский государственный институт гуманитарных наук в Институте истории им. Ш. Марждани Академии наук Республики Татарстан.

Предварительно мы уже договорились о том, что в ходе предстоящей встречи речь будет идти и об организации совместной научной конференции по проблемным вопросам истории и культуры чувашского и татарского народов.

Что еще? Теперь у нас есть тесные научные связи друг с другом, больше доверия друг другу. Это уже хорошая площадка для предстоящих научных дискуссий.

— Как вы оцениваете текущее взаимодействие между чувашскими и татарскими учеными в области исторической науки?

— Вообще, общение, сотрудничество двух научных школ нельзя оценивать тлько в шкале «хорошо–плохо». Наука живет своей особой жизнью: есть проблемные вопросы, бывают острые дискуссии. Это нормально. У нас, у чувашских и татарских историков, немало вопросов, по которым мы придерживаемся разных взглядов. Есть сюжеты, которые мы трактуем с полярных позиций. Чего греха таить, в прошлом при трактовке исторических реалий имело место и выставление позиций оппонентов в неприглядном свете. Это, в общем-то понятно: исследователь – живой человек, ему, как и всякому смертному, присущи эмоции. Нужно серьёзно подумать, что можно сделать для продвижения в изучении проблемных вопросов. Общее культурное и историческое наследие не пирог, которое можно разделить по принципу: это вам, а это – нам. Наука так не развивается. Нужны новые аргументы, новые знания. При этом нужно иметь в виду, что на их поиск и выработку могут уйти десятилетия. По-видимому, на многие такие вопросы могут дать ответ только наши внуки и правнуки. Конечно, останутся и сюжеты, по которым споры никогда не прекратятся.

Дискуссии между чувашскими и татарскими учёными, разумеется, подстегивают развитие исторической науки – и чувашской научной школы, и татарской. Нужно считаться с другим взглядом, научиться слушать и слышать друг друга. Я, как и мои коллеги-историки, рад, что диалог с татарскими учеными набирает оборот. Меня не покидает ощущение, что у нас на сегодня есть необходимый уровень доверия друг другу.

При сохранении таких позитивных тенденций в сотрудничестве двух научных школ обязательно придем к такой ситуации, когда будем все чаще и чаще организовывать совместные научные мероприятия, скажем, археологические или этнологические экспедиции по тем районам, где когда-то жили наши предки. Все это нам по силам.

— Могут ли чувашские и татарские историки совместно написать историю чувашей?

— В исторических исследованиях самое главное — это объективность. Вот к этому надо стремиться. А что касается проблемных вопросов, то нет ни одного народа в мире, у которого бы не было спорных вопросов, скажем, связанных с собственной этнической историей. Исторические источники не позволяют обозреть историю и культуру народов на всем их историческом пути. При их недостатке или отсутствии возникают предположения и гипотезы. Хочет исследователь этого или нет, при научных изысканиях он вынужден попутно разрабатывать и сюжеты истории других народов. И чуваши, и татары жили в соседстве с другими народами, тесно с ними контактировали. Образно выражаясь, в татарских жилах течет и чувашская кровь, точно также как в чувашских жилах – татарская. Татарские историки для написания семитомной истории татар привлекли более 200 авторов, в том числе и зарубежных. Отдельные разделы их истории написаны и историками региона, в том числе и чувашскими. Ваш покорный слуга — в их числе. Не сомневаюсь, рано или поздно наступит время, когда такой же фундаментальный проект будет реализован и нами. Для написания отдельных подразделов такого большого труда обязательно будут привлечены и коллеги из братского Татарстана. Ведь по многим сюжетам мы имеем схожие научные результаты.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Тимер Акташ // 1988.72.8278
2017.06.15 00:34
Пите касакла интервью! Астахарапа Николаевана тавах! Чанах та, ку чавашсенпе тутарсен историксен перлехле семинар, тутар учёнайсем-историксем Шупашкара килни пите пелтерешле! Николаев "Хыпар" хасата пана интервью тарах: Сак семинар историре юлать. Пите шел, эпе сак чух Шупашкарта пулманчче! Шупашкар хули. 15.6.2017.
Тимер Акташ // 1988.72.8278
2017.06.15 00:48
Очень интересное интервью! Спасибо Астахару Плотникову и Геннадию Николаеву! Поистине - приезд руководства и ведущих учёных-историков Татарстана в Чебоксары, ЧГИГН, презентация семитомной "Истории татар" - историческое событие. См.также публикацию и интервью Розы Власовой по теме в газете "Хыпар" за 7 июня 2017 года. С.3.
Agabazar // 1702.10.5527
2017.06.15 04:53
Agabazar
<< "Нужны новые аргументы, новые знания. При этом нужно иметь в виду, что на их поиск и выработку могут уйти десятилетия. По-видимому, на многие такие вопросы могут дать ответ только наши внуки и правнуки." >> ©

Вот это звучит, скажем прямо, чисто анекдотически. По другому к нему относиться нельзя.

Мы всё когда-то изучали философию. Например, в средней школе. Знаем, что процесс обрастания знаниями никогда не останавливается. Не наступит такое время, когда мы всё обо всём будем знать и, вздохнув облегчённо, можно будет умиляться приобретёнными знаниями, радоваться поставленной точке. Нет, этого не будет. Никогда. Так что "менеджеры от науки" зря стараются успокоить нас.

Так дело не пойдёт. Нельзя представить так, что мы сидя на печке должны ждать десятилетиями и столетиями то время, когда на нас вдруг свалятся все исторические знания. А пока, дескать, следует всё считать лишь версиями и гипотезами. С чем это можно сравнить? Ну вот, когда-то точно таким образом все мы ждали наступления коммунизма.

Нет, не нужно нам такое ожидание коммунизма! Мы хотим знать и изучать свою историю здесь и сейчас!
2017.06.15 07:29
Сергей Щербаков
Еще такой вопрос Геннадию Алексеевичу: как понимать его следующую цитату "Образно выражаясь, в татарских жилах течет и чувашская кровь, точно также как в чувашских жилах – татарская."
С первой частью понятно, чуваши принимали ислам и считались татарами... А как со второй? Потакание татарской версии, что чуваши это отюреченные финно-угры, то есть татарин оплодотворил марийку и получился чуваш?! Вся наша чувашская историография против такой трактовки, а автор получается за?
Резонно предположить, что Геннадий Алексеевич имел в виду трактовку Димитриева, что болгаро-чувашских предков иногда называли в русских летописях "татарами", но почему он тогда об этом прямо не пишет? Если тут не быть последовательным, то размоем наши старые фундаментальные позиции и перейдем на казанскую...
Agabazar // 4003.94.6015
2017.06.15 10:35
Agabazar
О каком прорыве, о каком историческом событии может идти речь?

Вот говорят, есть казанская историческая школа, есть чебоксарская историческая школа. Правомерно ли так говорить? Если да, то что за этим стоит? В чём между ним различия? Прежде всего конечно они отличаются своими экономическими, финансовыми и, как можно сказать, демографическими базами. В "распоряжении" казанцев — огромная достаточно благополучная республика. Они вполне могут опираться на эту "базу".
Agabazar // 4003.94.6015
2017.06.15 10:39
Agabazar
Ку шухӑша хуратнӑ. Сӑлтавӗ: хам хуратнă
Agabazar // 4003.94.6015
2017.06.15 10:42
Agabazar
Что я имею в виду? Профессиональные историки не могут жить в "пустом пространстве". Они куда-то должны быть пристроены. То есть, они где-то должны, образно говоря, "кормиться". Можно ли сравнить в этом отношении "казанцев" и "чебоксарцев"? Вот ещё те же историки регулярно выпускают свои опусы, как научные, так и научно-популярные, а также полухудожественные. И где их распространять? Казанцам — есть где! В их "распоряжении" — огромная достаточно благополучная республика.

Даже самые захудалые чувашские селения Татарстана, например, буквально наводнены их творениями. Русские, мордовские, марийские, удмуртские, не говоря уже собственно о татарских, тоже наводнены. И всё это изучается во всех их школах без исключения. Что вы хотите с этим делать? Казанцы в своей пропаганде успешно выходят, разными способами, за пределы Татарстана. В Ульяновске, например, давно уже стоит памятник Кул Гали и делает своё дело.

Встречи бывали и раньше, а эффект от них — ноль.
Ваççа // 9259.3.8429
2017.06.15 19:49
Очень,очень и очень. Если не знать деталей,а детали говорят что никакой исторической школы в республике нет. Есть штатные историки ,а научной школы нет. Остается переписывать то что написали предыдущие историки и писать рецензии на труды татарских историков. Наши штатные историки не знакомы с историей Казанского Ханства и не знают факта ,что до начала 19 из народов края себя татарами никто не называл. Отатаривания края это целененаправленный процесс проводимый царским правительством. Факты об этом говорят,но нашим штатным историкам не велено об этом думать.
Хамăрял // 3772.48.0255
2017.06.15 21:32
Господин Николаев сказал : «У татар своя историческая школа, у нас, у чувашей — своя. Обе они — самодостаточные исследовательские сообщества, и, разумеется, каждая из них имеет свои научные традиции. В ходе научных изысканий, что, естественно, мы знакомимся с работами друг друга, сверяем результаты исследований.» Господин Николаев, где « у чувашей» семь томов истории, чем сверять будете ??? Чем на чужую (татарскую) мельницу старательно воду лить , лейте воду на свою мельницу ( «чувашей»).
Agabazar // 2590.70.8688
2017.06.16 13:52
Agabazar
Какое там "семитомник"!

Нет даже самого что ни на есть тонюсенького томика! А вот в заруганные советские времена как-то умудрялись выпускать эти томики! Вполне приличные по тем временам! Соответствующие татарстанские того периода и близко не подходили к ним!

Страницӑсем: [1], 2

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем