Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +0.3 °C
Пур пӗрле, ҫук ҫурмалла.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Сергей Щербаков: Две революции 1917 года: что они принесли народам Среднего Поволжья — освобождение или закрепощение?

Сергей Щербаков21.08.2017 09:2013132 хут пӑхнӑ

Сегодня на заседание Исторического клуба собрались разные люди и с различными политическими взглядами. Здесь и левые, и правые, и национально настроенные патриотические люди, а также те, кто называет себя центристом и просто неопределившиеся. Вначале я выступлю со своей трактовкой, а потом можно будет все это и обсудить в режиме диалога. Те участники, которые находятся за экранами мониторов, могут продолжить обсуждение этой темы и я готов принять в участие.

Однако, сразу прошу всех присутствующих и смотрящих трансляцию – давайте без истерик, провокаций и эпатажей. Нужно в спокойном и академическом тоне обсудить поднятый вопрос, а уж тем более настаиваю на том, чтобы не было личных оскорблений и навешивания «расстрельных» ярлыков, чем особенно грешат наши «безликие» интеренет-тролли с чекистским зудом в ладонях. Для различных проплаченных шоу возможно это и нужно, но не здесь…

Почему это важно? Вовсе не для того чтобы все друг другу мило и комфортно улыбались, вели себя как говориться по-человечески, а для чего-то большего. Дело в том, что если тролли займут пространство, то весь диалог будет свернут и мы не сможем обдумывать различные варианты осмысления прошлого. Они просто затопчут ростки того, чего нужно нам взращивать. Думаю, что важен обмен мнениями, а не вербовка в какие либо радикальные общности. Я сторонник идей Просвещения и хочу видеть вокруг себя образованных и мыслящих людей, а не фанатиков с узким забралом и спектром знаний и мышления.

Мы здесь собрались, чтобы искать верный и честный выход по принципу «Что делать?», как для нас, т.е. взрослого поколения, так и для наших детей. Мне, как отцу двух малолетних мальчиков, очень не хотелось бы, чтобы они стали «пушечным мясом» для чуждых нам политизированных сил. Нужный вопрос – а кто это «наши»? Под нашими понимается все человечество, наша страна – Российская Федерация, Среднее Поволжье, Чувашия, родная деревня, семья и вообще близкие люди.

Сегодня, конечно, речь поддет не о семейных ценностях, а поднимемся выше, на уровень коренных народов Среднего Поволжья. Итак, какие темы будут обсуждаться?

В современной общественно-политической мысли России происходит дискуссионный процесс в оценках Февральской и Октябрьской революций 1917 года. Схлестнулись две крупные историко-методологические школы, которые дают противоположные ответы:

– теория модернизации (либеральная) утверждает, что Февраль – это итог реформаторских действий государства и общества, начатых в годы Великих реформ в 1860-ые годы, а Октябрь – это большевистский эксперимент, сбивший с правильного пути, установивший бесчеловечный диктаторский режим.

– теория марксистско-ленинская (коммунистическая) полагает, что в 1917 году произошел революционный переход от одной общественно-экономической формации (буржуазной), к более совершенной (социалистической), давшая освобождение трудящихся масс. А значит – Октябрь это благо для людей, а Февраль это полумера.

Кто из них прав?

В настоящее время по всей России, в первую очередь благодаря сумме накопленных ранее знаний, идет процесс формирования иного методологического подхода. Он четко не оформлен и не получил широкого признания. Еще много предстоит осмыслить и деструктурировать отжившие конструкции, которые мешают взглянуть более объективнее на произошедшие события.

Существует и национал-патриотическая позиция, обозначенная выше. Но она целостно и качественно не разработана, фрагментарна и внутренне противоречива. Причиной вижу тому две. Первая - это привычка этноцентризма (самовлюбленность), т.е. не развитой диалог между самими народами. Вторая, с превалирующей самодержавной российской традицией (царской и советской) оценивать регионы с точки зрения столицы и царя (генсека или президента). То есть сверху вниз. Другой взгляд, т.е. оценка снизу-вверх, многими, в том числе и националами, зачастую считают крамолой. «Начальника публично обсуждать нельзя» - это тормозящий принцип довлеет над нами и губит историческое чувашеведение, о чем неоднократно говорил.

Итак, о чем сегодня конкретно пойдет речь?

В российском сообществе, да и у нас в Поволжье, много говориться о национальных аспектах применительно к западным и южным окраинам (Украина, Закавказье, Финляндия, немного о Средней Азии). А вот применительно к нациям внутренней России используют те же шаблоны, которые были выработаны в указанных выше окраинах, практически полностью игнорируя нашу специфику. Из-за этого появляются недопонимание глубинных моментов для этих народов, искажения, а в итоге и уничтожения реальной картины прошлого.

Сегодняшняя встреча – это попытка сформулировать элементы нового взгляда применительно к положению чувашского народа и народов Среднего Поволжья. Для этого рассмотрим произошедшие события в регионе в 1917 году с либеральной, марксистской и национал-патриотической позиции. Это поможет дополнить картину исторических представлений применительно ко всем народам России.

Тематика встречи:

1. Кто в чувашском национальном движении ждал наступление революции, а кто ей противодействовал?

2. Что давала и чего лишала чувашей Февральская революция 1917 года?

3. К какой политической партии было идейно близко чувашское национальное движение в 1917 году?

4. Что давала и чего лишала чувашей Октябрьская революция 1917 года?

Лекция не будет ограничена только «чувашским вопросом», а опираясь на него будет проведена попытка историко-сравнительного анализа с движением других народов Среднего Поволжья – русских, мусульман, кряшен, башкир, мари, мордвы и удмуртов. А так же для контраста той же Украины и Закавказья.

 

Смотреть далее в видеофайле:

 

Видео Георгия Янилкина, фото Нины Любинарской.

На фото: траурная демонстрация на похоронах Н. (Якова?) Кадыкова в г.Чебоксары 16 февраля 1918 года.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Чавуш-паша // 9259.3.8429
2017.08.22 05:31
Чувашей губит застойные явления в стране. Чувашский менталитет -менталитет воина ,уставшего от лицемерия и лжи, проявляется в кризисные моменты. Только благодаря ревоюциям наш народ получил государственность. При любом ослаблении центра наш народ способен взять ответственность на себя самоорганизоваться и выстоять.
Agabazar // 1487.30.9486
2017.08.23 14:03
Agabazar
Из комментария (https://chuvash.org/chat#chat) :

<<2.08.2017 05:434Чавуш-паша(Чăваш -патша):
Щербаков революци пирки лекци ирттерни пирки сӑмахсем. Чӑваша революци татах та вӑйлӑрах тунӑ,анчах та революци тени ҫурмаран вӗҫленнӗ. Хӑшпӗр халӑхсене революци хавшатнӑ,чӑваш вӑл вӑхӑтра ҫӗкленме пултарнӑ. Мӗншӗн ҫапла ? Тепӗр халӑхсене патшалӑх "ятарласа " хӑпартса тӑрать. Ҫав тытӑм вӑйсӑрлансанах вӗсем пӗтме тытӑнаҫҫӗ,патшалӑх пулӑшмасӑр нимле майпа та "аталанаймаҫҫӗ". Чӑваша аталанма патшалӑх пулӑшни вара нихҫан та пулман. Патшалӑх тытӑмӗ вӑйсӑрлансанах чӑваш хӑварт ҫекленме тытӑнать. Ҫавӑнпа та чӑвашӑн нимӗнле ревоюцинчен те хӑрамалла мар,яланах ҫӗкленме хатӗр пулмалла.>>


Agabazar // 1487.30.9486
2017.08.23 14:04
Agabazar


<Перевод: По поводу лекции Щербакова о революции. Революция делала чувашей сильнее, но она (революция) закончилась на полпути. Некоторые народы из-за революции ослабевали, но чуваши сумели подняться. Почему так? Некоторые народы пользуются у государства особой благосклонностью. Когда сила государства ослабевает, такие народы катятся вниз, ибо без поддержки государства ничего не могут. Что касается чувашей, то их [русское] государство никогда не поддерживало. Поэтому в случае ослабления государства они начинают подниматься. Следовательно, чуваш не должен бояться революции. Надо быть всегда готовым к подьёму.>
Agabazar // 1487.30.9486
2017.08.23 14:11
Agabazar
Кого здесь имеет в виду "Чауш-паша" под народами, которые пользовались особой благосклонностью [русского] государства — неизвестно.
Agabazar // 1487.30.9486
2017.08.23 14:29
Agabazar
Сергей Щербаков глубоко ошибается по поводу самоидентификации татар в период русских революций начала 20 века. Будто бы они сами себя не называли татарами. Тем самым он льёт воду на мельницу "(тат)булгаристов" и "нео(тат)булгаристов", утверждающих, что они никакие не татары, а булгары.

Не слишком далеко распространяясь по этому поводу, отметим, что в чувашеязычной литературе того периода татары в подавляющем большинстве называются татарами,
В ТОМ ЧИСЛЕ И ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ КРЕЩЁНЫЕ (кряшены)
. Конечно, могли использоваться и какие субэтнические этнонимы типа "мишер". Но одно другого не исключает. Если в Госдуме была "мусульманская" фракция, то это вопрос к властям, а не татарам. Да и с татарской точки зрения подобная консолидация (всех мусульман, не только татар) была правильной.
2017.08.26 15:30
Сергей Щербаков
Слишком самоуверенное замечание об ошибочности, тем
более глубокой) Тут вопрос о компитентности лихих коментаторов...
Можете назвать официальных САМОназваний организаций в 1917 году со словом "татарский"?...
Нет? Во то то оно!))
Зато, если посмотрите, то видно десяток ведущих самоназваний российског масштаба типа МУСУЛЬМАНСКИЙ. Изучайте историю адекватно, а не через татарские мифы! Проветриваете мозги периодически...)
Agabazar // 3849.29.5145
2017.08.26 19:38
Agabazar
Никто не говорил, что в начале 20-го века слово "мусульманский" ("мусульманин") не существовало. Было такое слово. Оно означало, как и сейчас, людей исповедующих ислам. Людей, причастных к исламской культуре. Мусульманами были не только татары, но и, например, башкиры. Так обстоит и сейчас. Так что противопоставить в этом смысле башкир и остальных мусульман Урало-Поволжья не получится.
Agabazar // 7812-9825
2017.08.27 11:07
Agabazar
Начало 20-го века. Все чувашеязычные издания называют татар татарами. Русскоязычные издания — тоже. То есть, слово "татар" здесь выступает в качестве экзоэтнонима. И, самое главное, сами татары себя тоже называют татарами (эндоэтноним). Габдулла Тукай, крупнейший поэт, всегда писал о своём народе как о татарах. Другие татарские авторы тоже. Ну а "булгар" — это такая фишка. Ибо все знали, что в Средние Века существовали Государство и Город с таким названием. Желание примазаться к их славе было уже тогда. Задолго до Постановления ЦК КПСС 1944 года.

Страницӑсем: 1, [2]

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем