Сигизмунд Герберштейн. Именно из описаний австрийского путешественника мы можем иметь представление о чувашах 16-го века. Тогда в 1549 чуваши впервые появились на исторической арене под новым именем, вместо упоминавшегося ранее в летописях «болгары»(волжские). Герберштейн, в изданной им в 1549 году на латинском языке книге Rerum Moscoviticarum Commentarii (буквально «Записки о московитских делах»), описывает события, происходившие в 1526 году. В начале 16-века он побывал на землях Казанского ханства, а также входящего в его состав территории современной Чувашии. Значит имя «чуваши» уже было известно на землях Казанского ханства. Но никаких других сведений о народе под именем «чуваши», ранее описанных Герберштейном событий 1526 года, просто нет. Ранее и даже позже указанной даты, например в «Казанском летописце» 1564 года, где описываются события с 1532 по 1552 гг., чуваши упоминаются под именем «болгары», правда уже худые (из-за утраты своего, ранее существовавшего государства Волжская Болгария).
Историк В.Д. Димитриев в своей книге «Мирное присоединение Чувашии к российскому государству» тоже приводит данные о грамотах каринским князьям, но ссылаясь на Типографскую летопись, говорит что первое упоминание о чувашах относится к 1521г. Про т.н. "Типографскую летопись"(не содержит оригинала, и поэтому нельзя считать подлинной) мы уже узнали и сейчас нет смысла еще раз к ней возвращаться. Нам сейчас важно понять: о чем говорят слова Герберштейна при упоминании чувашей? Можно ли представить полную картину о чувашах того периода из «Записок о московитских делах»? И какова эта картина?
Герберштейн о чувашах
Слова первой части о чувашах из «записок» Герберштейна: «Царь этой земли(Казанского ханства) может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши — весьма искусные стрелки...»
Какую картину мы видим? В общем в Казанском ханстве есть конкретное войско, примерно в 30 000 человек. Из воинов черемисы и чуваши лучше остальных воюют и стреляют. Если представить воинское обмундирование воина того периода, то мы видим: лук, копье, топор, меч, и ствольное ружье. Из защитных доспехов: щит, кольчуга весом килограммов 20, шлем и др. В 16- веке в Казанском ханстве довольно широко начало применяться и огнестрельное оружие в виде стволов-пищалей. Значит чувашские воины пользовались всем этим воинским арсеналом лучше всех.
Современные находки позволяют говорить о том, что пороховое оружие было известно в Волжской Болгарии и в Казанском ханстве еще с 70-х годов XIV века. К XVI веку относятся и несколько ружейных стволов типа пищалей. Часто встречаются в Казани и каменные ядра от пушек. А в русских и европейских источниках сохранились сведения о пушках, стреляющих со стен города: «и они (казанцы) тогда все на стену взбежали и бились из города, из пушек своих и из пищалей, и из луков стреляя». Их эффективно использовали как в полевом бою, так и при осаде городов, где применяли тяжелые стенобитные орудия типа мортир, которые вели навесной огонь.
Показательна тактика обороны Казани. Не имея сил, превосходящих войску противника, казанцы подпускали их под стены города, где пытались окружить и лишить подкреплений. Наиболее успешными операциями такого рода явились войны 1467—1469, 1506—1524 и 1530 годов, и только поход и осаду 1552 года Казанскому ханству отразить уже не удалось. Видимо тогда чувашей уже было мало среди казанских воинов. Ведь Чувашия лишь годом ранее отделилась от Казанского ханства и добровольно вошла в состав Московии. Это добровольное вхождение произошло из-за больших внутренних и внешних интриг вокруг Казанского двора и постоянной смены ханов, ставленников то Московии, то Крымского ханства. Присоединение Чувашии к Московии в 1551 году, уж прямо как ситуация с Крымом в 2014 году, неправда ли?
Следующие слова Герберштейна: «...Чуваши отличаются также и знанием судоходства.»
По словам Герберштейна выходит что в Казанском ханстве ни черемисы(марийцы), ни татары судоходством не владели. Знали про судоходство лишь чуваши. Что такое судоходство того времени на территории Казанского ханства и всего волжско-каспийского бассейна? Это уже все-таки большие суда, корабли принадлежащие государствам, а не каким-нибудь мелким пиратам. Мастерство судоходства оттачивается десятилетиями. Чтобы научиться управлять морскими и речными судами, нужно уметь сначала эти суда строить! Навыки судоходства, как и воинское мастерство, передается из поколения в поколение, а не зарождается в один год. Конечно булгары-чуваши пользовались всем этим военным искусством еще во времена Волжской Болгарии, где были основным государствообразующим народом, и выходит не прерывали передачу мастерства потомкам.
В конце 10-го века после падения Хазарии, Волжская Болгария становится гегемоном волжско-каспийского водного бассейна и полностью контролирует великий «Волжский торговый путь». А чтобы контролировать «Волжский торговый путь», знание судоходства просто необходимо.
Герберштейн о «валюте» Московского государства из Чувашии
Далее из второй части слов Герберштейна о чувашах: «Беличьи шкурки(в Московию) также привозятся из различных краев, наиболее широкие из Сибирской области, а те, которые благороднее каких угодно других, из Чувашии, недалеко от Казани, затем из Перми, Вятки, Устюга и Вологды.»
Что такое беличьи шкурки того времени, известно всем. В средневековые времена самым ценным из всех считался мех белки, поэтому он и стал общепринятой формой валюты в России. Торговля мехом приносила тогдашней Руси сверхдоходы, сопоставимые по значению с современным нефтегазовым экспортом. Именно экспорт ценных мехов стал экономической базой для создания Киевской Руси и расцвета северо-восточных русских княжеств, где на основе пушного экспорта возникло централизованное Московское государство. Получается самая лучшая «нефть» в виде пушнины тогда поставлялась именно из территории нынешней Чувашии.
Эту валюту добывать не так просто. Надо быть действительно стрелком высочайшего мастерства, чтобы попасть белке точно в цель(видимо в голову) и не повредить мех. Если мех белки с дефектами, то уже не будет «благороднее каких угодно других».
Не держать пленных
Теперь подумайте. Народ искусных воинов-стрелков, мастеров судоходства и прекрасных охотников можно поработить? Конечно, нет. Воины и охотники сами кого угодно поработят. Видимо неслучайно наш историк В.Д. Димитриев в своей вышеуказанной книге приводит слова из договора между представителями чувашского народа и Московского княжества заключенного в 1551 году: «…Иван Грозный дал чувашам жалованную грамоту с золотой печатью. “Получившие ее сделали для нее футляр в виде палки и для лучшего сбережения скрыли в землю” [146]. Полный текст жалованной грамоты в летописях не приводится, но по их содержанию можно определить, что в ней Иван IV гарантировал сохранение за чувашами и другими горными людьми их поместных и общинных земель и бортных ухожаев, служилого и особенно ясачнообязанного состояния (т.е. установил запрет на передачу ясачных чувашей, горных марийцев и других в частновладельческую крепостную или кабальную зависимость), службу в русской армии, облегчение в ясаках – сбор по налоговой реформе Мухаммед-Амина, освобождение от ясака на три года. Горные люди взяли на себя обязательство быть неотступными от русского государя, от Русского государства, не отложиться от Свияжска к Казани, “государю царю и великому князю служить и хотети во всем добра”, исправно платить налоги и выполнять повинности, не держать у себя русских полоняников.»
Любопытны слова уважаемого нашего доктора исторических наук о том, что чуваши дали обязательство Ивану Грозному:-«… не держать у себя русских пленных». По законам военного времени вполне допускалось в отношениях между государствами, взаимное пленение некоторой части населения. Ну что же, это похоже на то что Иван Грозный действительно заключал договор с народом состоящим из хороших воинов, стрелков и охотников.
О грамотах каринским князьям
В грамотах выданных от имени великого князя Василия III Ивановича каринским арским князьям в 1511 году, где говорится: «ис казанских мест вотяков и чюваш призывати жити на Вятку на мое великого князя имя…и которые люди вотяки и чюваша придут…за которого за арского князя жити, за тем живет» - не относится к чувашам как к народу. В них подразумевается группа людей, и как утверждают ученые, предки бесермян, ныне этнографической группы удмуртов, но не чувашей. Об этом историки пишут определенно. Чураков В.Н. : «Кара-беку и его потомкам, царем было позволено «ведать и доход имать» именно с данной категории населения, включавшей в себя южных удмуртов и бесермян (в источниках « [арская] чюваша»), за ними и закрепилось определение арские [князья].»
Об исторической памяти
Читая исторические материалы автор абсолютно не ставит перед собой цель трактовать по-иному историю народа. Хотя мы вдоволь сыты ложными стереотипами, появившимися в советский и досоветский периоды, в которых ставилась конкретная цель, показать Казанское ханство как государство поработителей. Но факты говорят о другом. Даже по первой переписи 1719-1721гг., времен Петра Первого в Казанской губернии чуваши составляли явное большинство, 250 тысяч чувашей против 130 тысяч татар.
Мы должны более внимательно относиться к истории нашего народа, и уважать историческую память. Но часто допускаем непоправимые ошибки. Например каждый год руководители, министры Республики и даже депутаты Госдумы от Чувашии выезжают в Крым. Это стало даже какой-то хорошей, модной традицией. Они и в новом 2018 году туда помпезно поедут, вот увидите. И ни один из них, не проявляет уважение к исторической памяти предков. Никто из них не говорил и не говорит, кроме представителей общественности, что чуваши-булгары начали свой путь на Среднюю Волгу именно с этих, святых для чувашей северокавказких и крымских мест.
Ведь именно там, и на крымских землях во времена Великой Болгарии 7-го века и жили их прямые прапрадеды.
Что это? Попытка сознательного искажения истории, простое невежество, желание отвергнуть историческую память? Незнание на практике многими простой парадигмы сохранения этноса от нашего земляка, директора Института этнопедагогики РАН Г.Н. Волкова: -«без исторической памяти – нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры – нет воспитания», обходится нам очень дорого. Ведь прекрасно знаем, если не будет соответствующего воспитания, через историческую память, не будет и народа.
Такое ощущение что все эти сегодняшние игнатьевы, филимоновы, яковлевы чертовски боятся начала каких-то репрессий по отношению к ним. Но смею их успокоить: - репрессии не начнутся, пока Глава государства не начнет репрессировать свое ближайшее окружение. И только через определенное время, через пару лет после начала, они могут перекинуться на всю страну. Так было во времена Каллигулы и Нерона, так было во времена Ивана Грозного и Сталина. Так будет и впредь. Но увы в наше время похоже никаких репрессий не будет. Кстати это опять похоже на незнание ими банальных исторических формул.
А что летописи? На самом деле, при внимательном исследовании без ложных стереотипов, летописи открывают совершенно другие, не просто хорошие, но и очень объемные и интересные представления о чувашском народе.
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.
Большинство чуваш были язычниками. Волжская Булгария была мусульманской державой. Булгары были мусульманами.
Вот что пишет
Божидар Дмитров болгарский историк, доктор исторических наук « Киприан –Българин. Митрополит Московский и на цяла Русия». София 2001. Стр. 11: «Болгары на Волге были первым восточноевропейским народом, чеканившим на своих землях монеты. Торговыми и военно-политическими интересами объясняется факт обращения волжских болгар в X веке к Багдаду с целью принятия Ислама в качестве официальной государственной религии, при этом была сохранена веротерпимость. В государствах болгар, в том числе и Волжской Болгарии не было рабства. Дипломатический посланец багдадского халифа ибн Фадлан, посетивший Великий Болгар в 922 г. писал о высокой морали и строгой правозащитной системе этого государства. «Имя болгарин означает «мудрый, толковый человек», отмечал арабский путешественник Абу Хамид аль Андалусси, дваждый посетивший Великий Болгар в 1135-1136 и 1150 годах. Славились и воспевались красота болгарской женщины. Военная мощь Волжской Болгарии вызывала уважение у арабских путешественников.
котраг // 1487.86.0541
2017.12.04 19:39
Кандыба В.М., Золин П.М «История и идеология Русского народа». . Санкт-Петербург 1997г. т.1 стр. 288: «В 1920 г. В.И. Ленин решил дать Болгарской республике оскорбительное название «Татарская Советская республика», хотя все местное население и состояло в основном из российских болгар уже десятки веков, а такой национальности как «татарин» в истории не было. Слово «татарин»-это лишь оскорбительная кличка для одного из самых древних народов …»
Акапасар ниепле те калаймастпăр эпир, бесермянсем малтан пирĕн челхепе калаçнă тесе. Вăл вăхăтрах удмуртсен диалект чĕлхипе калаçнă теççĕ. Тĕпчесе, пирĕн чĕлхепе калаçнă тесе çирĕплетни çук, паян.
котраг // 1487.86.0541
<br>2017-12-04 19:22
<br>Большинство чуваш были язычниками. Волжская Булгария была мусульманской державой. Булгары были мусульманами.
Уважаемый Котраг, наш татарский, бывший булгар-чуваш. Так вот, наша чувашская этническая религия это исламско-языческий синкретизм. Так утверждают наши и мировые ученые. И теперь вы можете лишь предполагать, по поводу прежней чувашской-булгарской религии. И не утверждать что чуваши, т.е. булгары были большинством язычниками. Возможно было как везде, часть язычники, часть мусульмане. Или большинство мусульмане, меньшинство язычники. Или наоборот. Это подтверждается и нашей сегодняшней этнической религией, т.к. у чувашей-булгар и сегодняшняя этническая религия, это исламско-языческий СИНКРЕТИЗМ.
котраг // 2678.35.6357
2017.12.05 21:16
Волжская Булгария была мусульманской державой об этом свидетельствуют исторические материалы и археологическое наследие (сотни мусульманских захоронений), нумизматика написана арабским шрифтом, десятки ученых к своему мусульманскому имении приставляли тахаллус аль Булгари. Чуваши же в основном были язычники. Мы не отрицаем, что часть чувашей были мусульманами и восприняли мусульманскую культуру и возможно ассимилировались с булгарами.
Владимир Болгарский // 4540.8.1246
2017-12-04 19:58
Владимир Болгарский
Акапасар ниепле те калаймастпăр эпир, бесермянсем малтан пирĕн челхепе калаçнă тесе. Вăл вăхăтрах удмуртсен диалект чĕлхипе калаçнă теççĕ. Тĕпчесе, пирĕн чĕлхепе калаçнă тесе çирĕплетни çук, паян.
=============================================
Вара мĕн амакран бесермансене вăл вăхăтра "чăваш" тесе каланă?
Бесермансем чăвашсене çывăххи пирки пурте калаççĕ.
Тумтирĕ тĕлĕшпе те, сăмахран, çавах. Тухья, хушпу.
Бесермансен диалектне чăваш чĕлхипе танлаштарса тĕпченĕ ĕçсем пур.
Чĕлхе пĕр пĕтсен пĕтмеллипех пĕтет. Субстратран ним те тăрса юлмасть.
Акă Хусан таврашĕнчи тутарсем унччен чăваш пулнă тетпĕр. Анчах та çав тутарсен паянхи чĕлхинче чăвашлăх паллисем пачах та çук. Ял ячĕсенче çеç чăваш чĕлхи кăштах сыхланнă.
Вот что пишет
Божидар Дмитров болгарский историк, доктор исторических наук « Киприан –Българин. Митрополит Московский и на цяла Русия». София 2001. Стр. 11: «Болгары на Волге были первым восточноевропейским народом, чеканившим на своих землях монеты. Торговыми и военно-политическими интересами объясняется факт обращения волжских болгар в X веке к Багдаду с целью принятия Ислама в качестве официальной государственной религии, при этом была сохранена веротерпимость. В государствах болгар, в том числе и Волжской Болгарии не было рабства. Дипломатический посланец багдадского халифа ибн Фадлан, посетивший Великий Болгар в 922 г. писал о высокой морали и строгой правозащитной системе этого государства. «Имя болгарин означает «мудрый, толковый человек», отмечал арабский путешественник Абу Хамид аль Андалусси, дваждый посетивший Великий Болгар в 1135-1136 и 1150 годах. Славились и воспевались красота болгарской женщины. Военная мощь Волжской Болгарии вызывала уважение у арабских путешественников.