Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 -1.7 °C
Ҫынна йывӑр ан кала, ху та ҫавна курӑн.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Agabazar: Великий чувашский историк

Agabazar01.03.2018 15:5316597 хут пӑхнӑ

Василий Димитриевич Димитриев (1924-2013).

Называть этого человека "великим чувашским историком" я совсем не боюсь. Не преувеличение это. Очень даже великий человек. Так назвал я его ещё в 2013-м году, сразу после смерти Василия Димитриевича.

В.Д.Димитриев являлся действительно блестящим историком. Тут никаких сомнений нет. Но это не значит, что у него всё абсолютно гладко и ясно до всех мелочей. Так не бывает.

С уверенностью можно сказать, что он никогда не ошибался. Почти никогда не ошибался. В общем-то, могли быть ошибки по второстепенным и третьестепенным вопросам. Но, в основном, действовал правильно. Понимал цену публичного слова и поэтому попусту не бросался им. Каждое своё слово предварительно досконально выверивал. Был очень осторожным и дотошным на этот счёт.

Тем не менее и у него встречались некоторые сомнительные вещи. Вот о них хочу сейчас немножко поговорить.

Но сначала о том, как к ним следует относиться. У любого человека, как бы он ни старался, случаются минуты расслабленности, когда неохота слишком вдаваться в подробности, нет особого желания ломать голову. Потому что невозможно в течение всей жизни находиться в напряжении. Сложно всё время держать себя, так сказать, в тонусе. Вследствие чего появляется, откуда ни возьмись, стремление рубить сплеча. Тем самым иногда отправляется Городу и Миру, вольно или невольно, ложный месседж. Некий подвох. Наигранный тезис. Окружающие люди относятся к этому по разному. Некоторые — с пониманием. С осознанием того, что и на старуху бывает проруха. К сожаленью, есть и такие, кто выпячивает такие моменты. Возводит их во что-то невообразимое. Вот именно ради того, чтоб такая болезнь не распространялась, не давала страшные метастазы, и следует поговорить насчёт таких моментов Димитриевского наследия.

— Василий Димитриевич говорил, что четыре пятых населения Волжской Булгарии после Батыева нашествия было уничтожено. Теперь все, кому не лень, повторяют это. А зря. Тут имеется подвох. У меня на этом сайте по этому вопросу была специальная статья.

— На средневековой карте Фра-Мауро имеется город Веда-Суар. Кажется, на это одним из первых обратил внимание тоже В.Д.Димитриев. Но говорить о том, что здесь мы имеем дело безусловно с предшественником Чебоксар — пока рано. Потому что точные координаты Веда-Суара не известны. Его местоположение мы знаем только приблизительно. Не говоря уже о том, что для этимологизации этого топонима пока нет достаточных данных.

— Великий историк не являлся "суваристом". Но он не очень хорошо понимал опасность указанного явления. Поэтому к упражнениям харьковчанина А.П. Ковалевского относился некритично, терпимо. Мне, с высоты сегодняшнего дня, кажется, что суваризму следовало сразу дать по рукам и срезать явление на корню. Ну а теперь имеем то, что имеем.

— Далее. Вот ныне существует концепция происхождения этнонима чӑваш от слова ҫӑваҫ. Как известно, Василий Димитриевич ко всему этому относился негативно. То есть отрицательно. Во всяком случае, не одобрял. Не восторгался. Не бросал в воздух шляпу. Потому что ему мерещилось в основе понятия ҫӑваҫ "страшное" слово "ҫӑва". На самом деле здесь, в этой концепции, это "страшное слово" присутствует только одним боком. Но, тем не менее, противники указанной концепции теперь активно используют указанное случайное высказывание великого историка.

 

Отдельно следует сказать о человеческом наследии В.Д.Димитриева. Прежде всего об учениках. Кто продолжает нынче его дело? Есть ли вообще таковые? В связи с этим хочу привести слова известного удмуртолога В.В.Напольских.

Формально у меня есть двое защитивших кандидатскую диссертацию бывших аспирантов. Сейчас я аспирантов не держу, вышел из совета и не желаю принимать в этом участие, в этой всей комедии, еще с 1990-х гг. я это решение, собственно говоря, принял. Ну и плюс к тому, не держу аспирантов по той простой причине, что ну а куда я этих людей потом буду девать? Поскольку количество рабочих мест для ученых и преподавателей только сокращается, т.е. если я буду плодить кандидатов наук, пусть даже хороших и умных, этим кандидатам наук просто негде будет работать. В городе Ижевске однозначно негде. Мне-то негде работать, не то что этим людям. Соответственно, зачем я буду заниматься производством людей, которые потом будут испытывать большие проблемы? Ну и плюс к тому, в общем, честно говоря, за последние 20 или 15 лет мне не попадалось людей, которых я бы хотел иметь своими учениками. Понимаете, найти хорошего учителя трудно, но хорошего ученика найти еще труднее, это еще Конфуций сказал. Так что я, в общем, и претендентов-то не видел подходящих.

Это был ответ Владимира Владимировича Напольских, известного российского этнолога, этнографа, этноисторика, лингвиста, одного из крупнейших финноугроведов Европы, члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора, старшего научного сотрудника Института социальных коммуникаций при Удмуртском госуниверситете.

Вопрос ведущим специалистом КОГКУ "ГАКО" Алексеем Леонтьевым (город Киров) был задан в такой формулировке: У Вас есть ученики, последователи?

Применительно к чувашским условиям всё это выглядит тоже таким же образом. Хороших рабочих мест для хороших историков в Чувашии мало.

А теперь зайдём вот с какой стороны. Хорошо В.В.Напольских, он не удмурт, а русский. Поэтому может посчитать, что у него, возможно, никаких моральных обязательств по отношению к коренному народу нет. Он как бы вполне может честно становиться в ту позу, которая описана в его словах (см. выше). Как говорится, после него, образно говоря, хоть трава не расти, хоть потоп. А каково тем, кто, по идее, всё-таки должен думать и о таких вещах?

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Николай Мефодьев // 9259.3.8429
2018.03.06 23:01
Акапасар. Никакой концепции "просхождения этнонима чуваш от çăваç"нет и быть не может. Не занимайтесь лженаукой. Вы даже слово "çăваç"не можете правильно объяснить. В слове çăваç нет ни "язычника" ни "летовщика",а есть старое тюркское слово "поле битвы,война,воин".Çăва перврначально было местом братского захоронения воинов.

Страницӑсем: 1, 2, [3]

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем