Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +0.3 °C
Ахальтен ахах пулас ҫук.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Микула: «Подрайская» Казанская землица - новая земля обетованная.

Микула16.07.2018 20:2512123 хут пӑхнӑ

«Место пренарочито и красно велми , и скотопажитно, и пчелисто, и всяцеми земными семяны родимо, и овощми преизо-бильно, и зверисто, и рыбно, и всякого угодья много, яко (какого) не мощно обрести другого такова места по всей Руской нашей земли нигдеже таковому подобно месту красотою и крепостию и угодием человечским, не вем (неизвестно) же, аще (если) есть будет в чюжих землях». И не зря идеолог русского дворянства XVI века Иван Пересветов в своих «челобитных» Ивану Грозному назвал Казанское ханство «подрайскою землею угодьем великим», призывая скорее завоевать его.

Земля Казанского ханства, занимая удобное и выгодное место в соединении двух крупнейших рек Восточной Европы, Волги и Камы, отличалась природным богатством и удивительной красотой. Об этническом составе Казанского ханства пишет Андрей Курбский — участник взятия Казани в 1552 году, один из воевод в армии Грозного: «бо кроме татарского языка, в том царстве 5 различных языков: мордовский, чувашский, черемисский, воитецкий, або арский (удмуртский), пятый башкирский».

В Казанском ханстве, главным образом в его столице Казани, проживали представители не только «местных», но и других народов, например, армяне и иные кавказцы в так называемой Армянской слободе, в районе известной Суконной слободы. Особенно много было русских: купцы, различные служащие при дворах московских послов.

Казанское ханство было многонациональным государством

Казанское ханство имело торговые связи с целым рядом стран Западной и Восточной Евразии. Иосифат Барбаро писал (начало 15 века): «Это — торговый город; оттуда вывозят громадное количество мехов, которые идут в Москву, в Польшу, в Персию и во Фландрию». В Казани соединялись важнейшие торговые пути, здесь на Волге, на Гостином дворе каждый год в середине лета проходила крупнейшая международная ярмарка («гостиный» означает здесь торговый).

С целью лишить казанцев важных торговых позиций, в 1523 году Василий III запретил русским купцам ездить на эту казанскую ярмарку и основал близ Нижнего Новгорода новую, получившую впоследствии название Макарьевской. Однако, как сообщает С. Герберштейн, от такого перенесения Московия сама ощутила большие невыгоды. «Ибо, — пишет он, — следствием этого явились дороговизна и недостаток в весьма многих товарах, которые привозились по Волге с Каспийского моря, из торжища Астраханского, а также из Персии и Армении».

Казанский летописец прямо говорит нам и о разнообразии национального состава ханства: «Начаша сбиратися мнози варвары от различных стран, от Златыя Орды, и от Асторохани, от Азуева и от Крыма». Не следует считать их только татарами.В то время в Орде, в Астраханском ханстве и в Крыму проживало множество народов. В Казань стекались не только товары, но и съезжались купцы из Средней Азии, Сибири, Персии, Закавказья, но и множество "воинского люда". Вместе с «приглашенными» ханами прибывали и придворные чиновники.

Историк Перетяткович пишет: «Нельзя не указать на одну особенность Казанского царства — на чрезвычайно малое количество в нем городов. Кроме самой Казани, упоминается только Арский городок... Вне этих городов в Казанском царстве упоминаются еще остроги и крепости по Арской дороге и в нагорной стороне, в земле чуваш».

Земля чуваш. Об этом говорит и Сигизмунд Герберштейн- первый из иноземных писателей в изданной им в 1549 году на латинском языке книге Rerum Moscoviticarum Commentarii ( «Записки о московских делах»).

Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши — весьма искусные стрелки. Чуваши отличаются также и знанием судоходства.

— Извлечения из «Записок о Московитских делах»

Беличьи шкурки также привозятся из различных краев, наиболее широкие из Сибирской области, а те, которые благороднее каких угодно других, из Чувашии, недалеко от Казани, затем из Перми, Вятки, Устюга и Вологды.

В Казанской истории, составленной в 1564—1566, ведётся рассказ о Казанском ханстве вплоть до завоевания Казани Иваном Грозным (1552). В данной исторической повести ни разу не встречается слово чуваш, либо производные от него, хотя автор перечисляет и описывает народы, составлявшие Казанское ханство — сарацины или, иначе, басурмане, болгары, горные черемисы, луговые черемисы, черемисы, живущие у рек Кокшага и Ветлуга.

Отсутствие упоминания этнонима чуваш в «Казанской истории» может быть объяснено только тем, что автор под упомянутыми им сарацинами и басурманами и болгарами понимал предков современных чувашей.

Известно упоминание чувашей у Андрея Курбского при описании похода русских на Казань в 1552 году:

Егдажъ преплавишася Суру рѣку, тогда и Черемиса Горняя, а по ихъ, Чуваша зовомые, языкъ особливый, начаша встрѣчати по пяти сотъ и по тысящѣ ихъ, аки бы радующеся цареву пришествію: понеже въ ихъ землѣ поставленъ оный предреченный градъ на Свіягѣ.

— Сказания князя Курбского. / Под ред. Н. Г. Устрялова. — СПб.: Типография Императорской академии наук, 1868. — С. 14.

В Казанском ханстве Чувашская даруга являлась округом, расположенным южнее и юго-восточнее от Казани.

В Ремезовской летописи сказано, что в 1564 году Кучум забрал множество чувашей с собой из Казани в столицу Сибирского ханства.

«Во второе лето ехавъ Кучюмъ в Казань и дочь Казанского царя Мурата взятъ въ жену и с нею многихъ Чювашъ и абызъ и рускаго полону людей и приехавъ на Сибирку пребываше славно».

— Ремезовская летопись по Мировичеву списку. — С. 319—320

 

Великий исход и новая земля обетованная.

 

В начале 1492 г испанские войска взяли приступом столицу мавров Гренаду. Король и королева Испании Изабелла и Фердинанд издали указ, чтобы все евреи, не желающие принять крещение, выселились в течение четырех месяцев из всех испанских владений (31 марта 1492 г.). Выселенным дозволялось брать с собой свое имущество, кроме золота, серебра и драгоценностей, которые по закону запрещалось вывозить из государства. Число изгнанников доходило до трехсот тысяч .Многие отправились морем в Италию, Турцию и Северную Африку.

 

В 1492 году султан предоставил им разрешение поселиться в Османской империи.

 

Наибольший же приток евреев в Малую Азию и Османскую империю, в целом, произошёл во время правления Беязида II (1481—1512): после изгнания евреев из Испании, Португалии, Южной Италии и Сицилии. Султан официально пригласил евреев, высланных из Испании и Португалии, и они начали прибывать в империю в значительном количестве.

 

Османы в те годы, в основном, не интересовались коммерческими предприятиями и, соответственно, оставляли коммерческие занятия членам религиозных меньшинств. К тому же османы не доверяли христианам, поэтому отдавали предпочтение членам еврейской общины.

Султану Баязиду II приписывается фраза, оброненная в беседе с одним европейцем: «Не оттого ли вы почитаете Фердинанда мудрым королем, что он приложил немало стараний, дабы разорить свою страну и обогатить нашу?».

Cултаны по большей части придерживались принципа относительной толерантности к немусульманам, ибо на тех фактически держалась экономика государства. Когда великий визир и зять султана Рустем-паша настойчиво убеждал Сулеймана I (1520–1566) изгнать всех евреев из пределов страны, считая, что от них больше вреда, чем пользы. Султан не внял доводам визира и оказал помощь евреям-торговцам, направив письмо папе Павлу IV, где сообщал о конкретных случаях притеснения иудеев в папских владениях, куда те ездили по своим делам.

В XVI веке крупная османская торговля и таможенные сборы уже в значительной мере находились под контролем евреев. Они занимались и торговым судоходством, в чем успешно конкурировали с венецианцами, имевшими сильный флот и давние торговые традиции.

Ислам запрещал ростовщический процент и еврейская община в Стамбуле активно включилась в ссудную деятельность. Поскольку Османская империя простиралась на обширных территориях Европы, Азии и Ближнего Востока деятельность еврейской общины Стамбула распространилась по всем уголкам империи.

 

Началось расселение и самих евреев по этим регионам.

 

Во времена Крымского ханства, евреи проживали в таких городах как: Карасубазар, Кезлев, Эски-Къырым, Мангуп, Чуфут-Кале, Перекоп, и др. Евреи часто получали от крымских ханов различного рода ярлыки, льготы и привилегии.В сентябре 1608 года хан Селямет Гирей I дал ярлык иудеям, жившим в крепости Къыркъ-Ер (Чуфут-Кале).

"Наши отцы и старшие братья, обитающее в Раю — Хаджи-Герай-хан, и Нур-Девлет-хан и Менгли-Герай-хан, и Мухаммед-Герай-хан, и Саадет-Герай-хан, и Сахыб-Герай-хан, и родитель наш Девлет-Герай-хан, и прочиe ханы, предки наши — да будет благоволение Аллаха Всевышнего над всеми ими, — жаловали всемилостивейшие ярлыки свои, с красным Нишаном и синей печатью — тарханные и льготные грамоты. А в их благодатном, милостивом содержании значится то, что всех живущих в верхней крепости иудеев делают тарханами — льготными, свободными от взиманий и удержек так называемого новшества, и от таможенной пошлины, и от весового, от заставного, от выходового и расходов. От рабочей повинности, от так называемого налога, от насильственного помещения людей к ним в дома на постой, от взимания из коней и скотов под подводы. — Покойный Сахиб-Гирей-хан дал милостивый ярлык; а в его всемилостивейшем ярлыке говорилось: „Впредь с живущего в крепости иудейского народа беки, начиная с бека той крепости, да не берут выходовых денег". — До сего времени прежние ханы, Наши великие предки, оберегая их вышеизъясненным образом, обыкновенно освобождали их от правительственных налогов... "

 

Турецкий путешественник, историк и дипломат Эвлия Челеби, посетивший Крымское Ханство в XVII в., писал что в Чуфут-Кале мусульман нет вовсе, "даже начальник крепости и ее команда, стража и привратники — все евреи". Советский довоенный историк П.В. Никольский в своей работе: "От Крымского ханства до наших дней "писал, что "в руках караимов сосредоточивалась, главным образом, торговля, крымчаки, как и ныне, были преимущественно ремесленниками". "Чуфут-Кале" в переводе с крымско-татарского означает Иудейская (Еврейская) крепость.

 

Предки современных чувашей когда- то жили в Хазарском каганате, где имелась крупная диаспора евреев-иудеев. Академики Г. Миллер, С. Гмелин, П. Паллас и др. исследователи отмечали еврейско-библейский характер ряда чувашских языческих обычаев . Ещё в 1882 году по этому поводу была написана специальная работа «О влиянии еврейства на чуваш».

 

Н. И. Ашмарин называл чуваш "римлянами" по отношению к народам Среднего Поволжья. Как пишет профессор Казанского университета сере­дины XIX века В. А. Сбоев, народ под названием «чуваши» долгое время был вовсе неизвестен и восточным, и за­падным историкам и географам: «Только в середине XVI столетия он вдруг явился в истории».

 

Казанское ханство в начале 16 века становится "процветающим ,стремительно развивающимся государством". В устах соседних народов "подрайской землицей". В Казани соединялись важнейшие торговые пути, каждый год в середине лета проходила крупнейшая международная ярмарка.

 

И в то же время появляется новый ,ранее неизвестный в истории народ ,с названием чуваши.

 

В Октябре 1492 года, знаменитый европейский мореплаватель и картограф Христофор Колумб открывает Новый Свет.

В том же ,1492 году ,евреев выселяют из Испании,которые массово переселяются в Османскую Империю.

В Крыму и в Казанском ханстве в большом количестве появляются еврейские поселения купцов и ремесленников. Вместе с ними приходит и "международная торговля". Торговые караваны от далекой Османской империи начинают доходить и до Казани. По торговым путям происходит перемещение не только товаров, но и большого количества людей "из Азуева и Крыма".

Для них казанский край становится тем же ,чем станет Америка для европейских переселенцев-Новой Землей Обетованной.

На чувашском языке Казань звучит как Хусан.

Хусан(Хосан) дословно с чувашского можно перевести и как "изгнание","изгнанные".

ОСАННА — (евр. gochiana спаси же). Спаси, помоги, благослови, Боже! Молитвен. возглас древн. евреев. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОСАННА (еврейск. «спасение») приветствие у древн. евреев.

Спасение,спасение изгнанных из прежней Родины и обретение ими Новой Земли Обетованной-Чувашии.

 

Ученые до настоящего времени так и не смогли внятно ответить на ряд вопросов .Откуда чуваши ? Почему чуваши? Почему у чуваш такая многогранная культура и такой уникальный язык? Каковы причины стремительного развития Казанского ханства и быстрый рост населения? Кто на самом деле правил в Казани и менял ордынских ханов как перчатки?

 

Началось все с "переселения еврейской общины из Испании в Османскую Империю". Торговля Османской Империи ,Крыма и Казанского ханства вскоре перешла в руки еврейских купцов. Для охраны купцов и торговых путей набиралось большое количество "воинского люда". На "новые земли" , удобно расположенные для торговли ,переселилось и множество ремесленников,чиновников и разного рода предприимчивых людей.

Для переселенцев новый край стал "воплощением мечты" как и Америка. Для остальных, "подрайской землицей", подобной Эльдорадо-мифической страной, богатой золотом и драгоценными камнями.

(Не зря в казанском походе участвовало такое большое и разное по своему составу войско.)

 

Переселенцев или "новых людей" ,которые получали разные привилегии от хана и тарханские грамоты стали называть "чювашами"(чувашами). Чюваш в значении "старший", в некоторой степени "новый". Чувашские поселения- общины стали возникать на черемисских,болгарских ,мордовских и удмуртских землях.

Язык османов "переселенцев" и язык "местных" болгар не сильно отличался ,что и стало причиной их быстрого сближения. Их самоназвание "болгар" быстро сменилось на "чуваш".

Пестрый генетический фонд,частично совпадающий с "ареалом набора янычар",множество заимствований в религии из Иудаизма,Ислама и Христианства ,уникальный язык и в то же время имеющий в своем составе много слов из других культур ,говорят нам о том ,что в целом чувашский народ -народ европейской культуры. И в то же время -азиатской.

 

Многие купцы,исповедующие Иудаизм ,говорили на тюркских языках. Янычары -христиане, в Османской империи ,вынуждены были принимать ислам и переходить на турецкий язык ,но при этом они частично помнили и свой родной язык . На новых землях, по-возможности,они стремились создавать свои "землячества" и селиться вместе: Сербы -Ҫӗрпӳ, Мадьяр-Мочар, Вӑрнар -Варна, Эдирне-Етӗрне,Испахан-Испухан. Много переселенцев было из Крыма,об этом говорит и летопись "из Азуева и Крыма" и множество параллельных названий поселений,таких как Чотай,Ачак,Субаш,Бурнаш и тд.

 

И главное ,что должны помнить историки-все началось с переселения евреев из Испании в Османскую Империю. Великое переселение народов происходило не только из-за изменения климата. Торговля "двигала" не только экономику,торговля "двигала" целые народы на новые земли и торговля смешивала и образовывала новые народы.

 

Кроме того ,я считаю, в городах Чувашии должны быть детские сады с родным,чувашским языком воспитания.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Ялтан // 9259.3.8429
2018.07.29 20:09
Статья умне " земля обетованная" ÿкерчĕк вырнаçтармалла. Одноклассникра ун пекки пур пулас. Микула унта вырнаçтарнă терĕç.
Испахан // 3024.5.3625
2018.08.03 20:42
Чăвашсен пĕр пайĕ тахçан иудазм тĕнĕпĕ пурăннă пулса тухать.Тепĕр пайĕ- христианствăран ислам тĕнне куçнисем. Çавăнпах чăвашсен "язычестви" ,вырăсла каласан , синтез мировых религий пулса тăрать.
Михаил ВолковСун // 8431.2.5348
2018.08.04 03:07
Пӑтта та та пӗҫерме пӗлес пулать. Темтепӗр чыхма юрамасть.
Микула Евфимий Малова вулайман.Малтан еврейсем те зыч язчниксем пулнӑ тет вӑл Библи сыпӑкӗсене кӑтартса.Халдейсен
Тор сӑмах пулнине калать. Моисей ту ҫинчен анать те вӗсем идола - хӑйсен турине кӑтартма ыйтсан Аорон ылттӑн-кӗмӗле
хывса тунӑ Шур Вӑкӑр пуҫне -пуҫапнине курса идолне ватать,туйипе ҫапа -ҫапа вӗлерет. Йӑнӑшпа еврейсем Тор
м
Михаил ВолковСун // 8431.2.5348
2018.08.04 03:48
Ма хуратсатӑкрӑнпоствӗҫне.Чӑн сӑӑмаха ӑнкарма хал ӗкирлӗ.Танах вулаӗтпӑрвырӑннеТора вулатпӑр тет еврей.Тора
ҫырниневулать.Метоними. КАББАЛАРА куна тупаймн.
Михаил ВолковСун // 3839.52.0621
2018.08.07 01:11
Пур тӗн те сӗм авалхи тӗнренпапкаланнӑ.ПӗрТорӑ ӗненӗвӗнчен. Пур чӗлхе-пӗр чӗлхерен.Библире ку хыпарсем пур.Вуласпать Пӗлӳкирлӗ тавлашма. Тет, пулӗ..тенисем пасарта калаҫма юлччӑр.
Микула // 9259.3.8429
2018.08.08 18:36
Пин çул ытла каяллине пĕличчен малтан тен пилĕкçĕр çул каялла мĕн пулса иртнине тĕпчемелле? Кунта темтепĕр мар,пурте хăйĕн вырăнче. Хусанта камсем хуçаланнă,хансене камсем улштарса тăнă,веçех ăнланмалла çырса панă. Мĕнле пулăмсене пула Хусан тăрăхне те Америкăна пек халăх куçса кильнине ăнлантарса панă. Чи кирли . Кам вăл чăваш тата ăçтан ? Пĕтĕмпех вырăнта. (((((((( Ната Лия и ещё 4 человека считают классной тему ««Подрайская» Казанская землица - новая земля обетованная....» из группы Патриоты Земли Чувашской, объединяйтесь!))))) кун пек ăнланса вулакансем чылай.
Михаил ВолковСун // 4902.3.5879
2018.08.09 01:41
Мӗнле чыссӑрланса, хуса ярасран та хӑрамасӑр ман постсене тӑшманла хуратса ларатӑн Шеллетӗпсана,чӗрӳ хӗмне курайманлӑхпа шӗветнӗ хӑрӑмпа хуплатӑн. Кашни хӑй шӑпин тимӗрҫи.Талантсӑр мар. Анчах менталитет И.Я.на пуснӑнах таптать сана. Сан вӑхӑт пур ырӑ ӗҫсем тума. Чӗрӳ вучӗ сӳнмен.
Тӑвалла пулсан та .алалла тетчӗ ХУНАЧИ КАШКӐР.
Михаил ВолковСун // 4902.3.5879
2018.08.09 03:09
Микулана.Кутӑнланнин усси ҫук.Истори факчӗсене апттаймӑн. Ҫак
3ҫулта тӗпчев ӗҫне кӑштах вӗрентӗн. Истори тӗревӗ -лингвистика.Ку уксахлать. Хуратнӑ поста тепреҫырам.Сантӑр Савкильт ниӗҫсен ӗпчев ушкӑнне командировӑна кайнӑччӗ.Пирӗн чӗлхене историчченхитеҫҫӗ. Ун пекисем ҫине таянса сӗм аваллхи культурӑна тӗпчесшӗн. Ҫапла вара 500ҫултинченхине анчах мар,
7пин ҫултан авалрахрикультурӑна тӗпчестӗллев лартаҫӗ.т чиСм
Микула // 9259.3.8429
2018.08.09 17:58
Сирĕн "постсене" Микула нимле майпа та хуратаймаç. Ун пек Акапасар тата Администратор кăна тума пултараççĕ. Ахалех ятлаçатăр. Истори фактчĕсем паян çавăн пек пулнишĕн айăплисене ан шырăр." Историчченхи" тапхăр пирки калаçни паян кун вырăнсăр . Ăна тĕпчемелли наука меслечĕсем халлĕхе çук. Чăваш "çурçĕрамерика наци" евĕрлĕ,пухăннă халăх пулнине тек пытарма çук.

Страницӑсем: 1, [2]

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем