Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 -0.7 °C
Ырӑ сӑмах ылтӑнтан хаклӑ.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Виталий Станьял: Удар по башкирской Швейцарии

Виталий Станьял29.07.2019 11:0022083 хут пӑхнӑ

С негодованием воспринял весть о намерениях строить международный крупный свинокомплекс на родниковых вершинах Белебеевской возвышенности Башкортостана. Только явный недруг мог додуматься так нагло насмехаться над этим благодатным краем, издавна известным в мире как Башкирская Швейцария — в подтверждение этой истины даже деревню назвали Швейцарией. Красота и благодать приуральских сыртов описаны великими русскими писателями Аксаковым и Чеховым, чувашскими классиками поэзии Ивановым и Ухсаем, здесь во всесоюзных здравницах веками кумысом и вольной природой лечились и млад и стар, фронтовики и тыловики Гражданской и Отечественных войн.

Мне понятна тревога жителей деревни Краснояр (Хӗрлӗҫыр). Это на истоках их янтарной реки Сильби, на краю земель соседней Шаровской сельской администрации, намереваются строить опасный для экологии свинокомплекс. Почему именно на границе заповедной зоны Сильбийского луга? Здесь каждый метр земли имеет историческую память. Намереваются строить свиноферму на месте воспетой в поэме «Нарспи» деревни Сильби (в одно время на этой территории недолго жили переселенцы с Украины, поэтому в современных документах место обозначают как украинское поселение). Как будто в другом уголке Башкортостана нет подходящей площадки. По прихоти какого-то одного толстосума и жаждущих халявы чиновников на мусор выбрасывается чудеснейшая часть республики. На этом месте не свинарник должен стоять. Должен выситься монумент славы и чести братских народов. На реке Сильби все еще имеются гора Тудимера, пруд Сетнера, родник Нарспи, лес Русских Ворот, Татарский сосняк, Безъязыкий овраг, Барский подсидник...

Каким бы современным ни был свинарник, слов нет, реке Сильби и нижнему течению реки Слак, деревням Краснояр, Канаш и Чибикаран на этом приходит конец. Те слакбашцы, которые согласились со строительством, надеются, наверное, что беда их минует. Как-никак, река Слак начинается чуть поодаль от урочища Украина, а они находятся через поле от Краснояра и будущего свинарника. Но к ним эта международная капиталистическая свинья придет неминуемо, потому что село Слакбаш тоже находится на подножии одного и того же сырта. И все 36 звонких родников села едва ли останутся пригодными для питья. Без светлых родников, без изумрудного воздуха, без журчания Слака и красоты Сильбийских лугов Слакбаш сразу же перестанет быть местом паломничества народа Башкортостана и Чувашии.

Маленькая и трудолюбивая деревня Хӗрлӗҫыр может согласиться переехать на новое безопасное место, коль мощная компания «Таврос» возьмет эту заботу на себя. Но куда денется Слакбаш? Ни в грош стали ли современным слакбашским чувашам имена славных земляков Героя Советского Союза Николая Павлова, кавалера трех степеней ордена Слава Геннадия Прокопьева, художников Перасковьи Кориной, Николая Петрова-Эльми, поэтов Константина Иванова и Якова Ухсая, труд народных академиков-музееведов Петра Кудряшева и Гурия Макарова?

Я много раз с 1970 года один и со студентами Чувашских университетов исходил вдоль и поперек действительно «швейцарский» край от Белебея до Бижбуляка. Знаю, что башкортостанские чуваши намного сильнее характером чувашей Чувашии и гордятся своим легендарным батыром Тудимером, другом Салавата. Думаю, они не дадут себя, свой славный Сильбийский край, свой любимый Башкортостан в обиду и не позволят капиталосумам коварно ступить на священно-чистую землю предков.

Идет нешуточное наступление на страну под видом инвестиций и ажурных обещаний. Зачастую это происходит в национальных регионах. Восстают против захватнических произволов административных чиновников в Чувашии, Ульяновской области, Удмуртии, Мордовии, Марий Эл, Татарстана. Как ни странно, Владимир Яковлев, председатель правления Чувашской культурной автономии Белебеевского района, аплодирует строительству свинокомплекса словами «даст возможность открытия рабочих мест и будет способствовать успешному развитию аграрного вопроса». Посчитал ли он, какой мизер мест будет в комплексе местным рабочим и каковы станут в будущем поля и сады Сильбийского края? Я хотел бы услышать слово Чувашской культурной автономии Башкортостана и Чувашского национального конгресса. Или им тоже грош цена?

 

Виталий Станьял

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

2019.07.30 07:50
При самом упорном старании на свинокомплексе можно задействовать не более пятидесяти человек, это с русским подходом, а остальные сто тридцать куда? В Чувашии не дали пройти китайскому молокозаводу, в Архангельской области отстояли местные жители свою территорию от мусорного полигона. А тут человек, как бы назначенный, ответственный за сохранение культуры чувашской сам рад вторжению. Не иначе неплохо получил за согласие. Да и что говорить, корни-то ещё из райкомов комсомола идут. Были комсомольцами и коммунистами, а после перекрасились в духе времени, как сегодня принято говорить, даже историю сегодня изучают в духе времени. Во всём чувствуется желание переписать историю. Но... история для не усвоивших её уроки, преподносит повторение пройденного.
Agabazar // 2640.61.4292
2019.07.30 09:11
Agabazar
Мĕн камссамул - коммунистсем тавра тĕлкĕшет-ши ку? В.В.Путин та хай вăхăтĕнче камссамул тата каммунист пулнă. Вара мĕн? Кама тĕлĕнтерен кунпа?
2019.07.30 09:42
Акапасар, паянхи демократсем пĕлĕт çинчен аннă-им?
Перестроились комсорги
В шоу-бизнес подались,
И один из них свой орган
Называет фирма "Лис"С".
Е эсĕ вĕсем паянхи кун та "Честь превыше всего" тесе çÿреççĕ, тетĕн? Кăшт вуламалла "Вечный зов", "Тени исчезают в полдень", "Имя твоё" текен кĕнекесене. Сайт çинче ларнипе çеç мар
Базиль Кириллов // 2093.07.5921
2019.07.30 11:32
Эта затея соответствует духу башкирского этноса: быть выше и многочисленнее чувашей, обидеть и унизить их. От этого они сильно кайфуют. С этим ничего не поделаешь...
2019.07.30 12:31
Владимир Изачак

. В принципе строительство свинокомплекса и последующая его эксплуатация – неплохое решение в использовании земель, особенно, при соблюдении экологических требований. Земля должна давать доход.. Другое дело, такое предприятие не должно отрицательно влиять на сохранение территории, которые считаются священными для какой-то части населения.
Вот, Т. Ефремова назвала указанную территорию в статье от 26.07. 2019 г. Меккой чувашского народа. Тут присутствует некое преувеличение. Ежегодно Мекку посещают миллионы паломников. Хорошо бы сюда, хотя бы тысячи.
Мы живем в прагматическое время. Постарайтесь сделать из «Мекки» Мекку, Выкупите у местных властей названную территорию, устройте этнографический музей, при посещении которого паломники приносили бы доход, с него платите налог... Это будет правильное экономическое решение вопроса. Другого решения просто нет. А пустопорожние протесты – это все, слова, слова, слова...
Тимер Акташ // 4422.4.7606
2019.07.30 15:02
Не соглашусь с Б.Кирилловым. Башкиры и татары Башкирии - мусульмане, для которых
свиньи - грязные животные. Они не едят свинину. Поэтому ни башкиры, ни татары не заинтересованы в свинокомпеклексах в Башкирии. Тем более, что сейчас в Поволжье распространена африканская чума свиней. С которой пытаются бороться.
Просто местные начальники продались какому Свиному королю. Среди них могут быть разные люди. В том числе, увы, и наши соплеменники, вернее их начальники.
Они не брезгуют свининой. Не будут брезговать и загаженной природой, родной землей. Для них нет ничего святого. Главное
- деньги.
Тимер Акташ // 4422.4.7606
2019.07.30 17:02
Б.Кириллову. Народы, исповедующие ислам, насколько можно понять, несколько свысока смотрят на немусульман, разводящих свиней, употребляющих в пищу свинину и пьющих водку, и тем более самогон... На "неверных". Как, например, православные христиане считают некрещеных "язычников" "нехристями". Как прежде называли мусульман "басурманами".

Страницӑсем: 1, 2, 3, 4, [5]

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем