Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +0.3 °C
Ача-пӑчан пӗр шухӑш, ваттӑн ҫӗр шухӑш.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Виталий Станьял: Чувашская академия

Виталий Станьял17.05.2021 16:0910985 хут пӑхнӑ

Первое свое слово о Чувашской академии я сказал в статье «Не коллегия академиков, академцентр науки и культуры» («Советская Чувашия», 1990, 5 сентября). Статья, конечно, многим нашим мудрецам-технарям не понравилась. Я заговорил, вопреки их мнению, о единстве национальной культуры с общим для мира техническим процессом и об истории вопроса академии в нашем крае. Видно было, что технари плохо знали о 1920-1930 годах Чувашии и работе первого чувашского академцентра.

Образовалась вначале же конфликтная ситуация. Появились три академии – Академия науки в ЧГУ (указ Верховного Света от 27 декабря 1991 года) и неофициальные Национальная академия в Институте истории, языка и литературы, Этнокультурная (духовная) академия в рамках Союза чувашских краеведов. Споры двух крупных групп ученых шли напряженно. «Советская Чувашия» выделила целую вторую страницу для диспута 23 апреля 1992 года. Там заявление Академии наук и предложения Национальной академии, статьи ученых историка Василия Димитриева и языковеда Атнера Хузангая. «Мы против конфронтации», – писали наконец президент и вице-президенты Академии наук. НА ЧР и ЧНА в 1994-м объединились. Решили образовать Чувашский центр академии АН РФ. К делу приступить не смогли. Просили и ждали крупных денег.

Этнокультурная академия образовалась в 1992 году и в споры других академий не вступала. Для нее официального пути не было: «Что за духовная еще? Религиозная что ли секта?». Этнокультуру чувашского народа многие исследователи культуры и искусства не понимали. Когда я обращался к ним с уставом нашей народной организации, некоторые выказывали пренебрежение к определению «народная» (вначале академия именовалась народной) и готовили документы в государственную академию. Но НАНИ ЧР распущена указом Президента республики 5 ноября 2003 года.

Академия этнокультуры базировалась на энтузиазме смельчаков и истинных краеведов. Нашу академию в республике не признавали. Поддерживали в регионах. Наши годичные отчеты публиковали не в Чувашской Республике, а в Ульяновске, Белебее, Самаре. Мы в дальнейшей работе учли мысли из интервью физика Дюиса Ивлева «СЧ» от 19 апреля 1995 года «Приоритеты новой академии»: «На земле живет уникальный народ – чуваши. Основная задача вашей академии – это изучение языка, культуры, развития искусства народов Чувашии». Наша Этнокультурная академия охватила все компактные регионы чувашей и имела свои добровольные филиалы в Ульяновске, Уфе, Казани, Самаре. «Докторский предбанник в национальной академии не нужен. Не все доктора являются учеными и не все истинные ученые являются докторами наук». Народная академия быстро росла. Много сил к преодолению внутренних противоречий, в ее организацию и регистрацию вложил Президент академии кандидат наук, заслуженный лесовод РФ Петр Тихонов. В рядах ЧНАНИ таких отважных, скромных, умных, плодотворных ученых – верных сынов родного народа – немало, но, надо признаться, довольно-таки ограниченно.

Чувашская национальная академия наук и искусств (ЧНАНИ) готовится к своему тридцатилетию. Ее президент Евгений Ерагин уже набросал отчетный доклад о проделанной работе. Проведена значительная работа. Совместно с Союзом краеведов издано сотни книг, энциклопедии регионов, районов, волостей. Стараниями народного академика Эдисона Патмара издавалась газета «Народная мудрость». Доктор наук Лев Ефимов выпускает «Вестник ЧНАНИ». Открылся сайт в интернете. Проводятся конференции, походы по историческим местам и экскурсии по достопримечательностям диаспоры. Утверждены поощрения и награды. Укрепились структура и членство. Установлена связь с Чувашским национальным конгрессом. Состав Академии стал большим. Он охватил также бывших членов других научно-гуманитарных организаций.

Академия наук и искусств недавно официально отделилась от Союза краеведов и принялась усиливать деятельность многих отраслей – природного охранения, истории этноса, философии нации, древности языка, чувашской хореографии и других видов народного искусства... Союз чувашских краеведов теперь больше внимания уделяет туризму и центрам краеведения на местах.

Наступил новый этап в росте СЧК, ЧНАНИ и ЧНК. Нерешённых вопросов много. Поколения и вектор духа меняются, поэтому нужны основательно подготовленные съезды этих самоуправляемых организаций. Обращаюсь к президиуму и активистам ЧНАНИ – покажите народу, что вы не лыком шиты.

14 мая 2021

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Варык // 1726.84.3785
2021.05.26 16:40
Микулай каман ачишен тарашать няк?.Хăйĕнне верентейменнипе пит кулянать ши е манан мануксене вĕрентесшен пит?
Варык // 1726.84.3785
2021.05.26 16:42
Микулай каман ачишен тарашать няк?.Хăйĕнне верентейменнипе пит кулянать ши е манан мануксене вĕрентесшен пит?
Agabazar // 2858.39.6884
2021.05.26 17:38
Agabazar
Хусантан «иртсе кайма» юрамасть-им?
Хуларан // 3515.62.8631
2021.05.27 12:07
Чувашская академия политикой языка и чувашской судьбы не занимается. Это есть прерогатива Министерства образования Республики.
КОММЕНТЦИРУЙТЕ ПО АДРЕСУ.
Евразиец // 1977.69.9930
2021.05.29 14:42
Состарились и в академики... Академики, да со старыми своими ошибками... Пока были молодыми молчали, сидели, что называется "тише воды, ниже травы". Одряхлели немножко и "умнеть" стали на старых своих ошибках и теперь "знают" будущую жизнь молодежи, т .е. то, что никто не знает. Прошлое ушло и устремились в будущее в настоящем, не прожив настоящее. Ох, и не случайно древняя мудрость династии хань гласит: "Настоящим определяется прошлое и извлекаются уроки на будущее". Поэтому у них вместо конфуцанства теперь неоконфуцианство, никуда не делась прежняя мудрая жизнь.
Современное состояние экономики, языка и культуры, наша демографическая ситуация и многое другое говорят нам о том, кем мы были и что не так делали в продолжение жизни.
А стоит уважения прожитая жизнь самих академиков? Или дряхлая, безобразная старость должна уважаться просто так, из-за дряхлости и старости? Или всё же - за достойно прожитую жизнь. Да, действительно мудрым быть в старости трудно и не все умеют это делать. А уверены мы сами, что те современные дети будут в будущем довольны, сегодня воспитавшись в национальных детских садах и школах? Вот на какой вопрос должны ответить сегодня академики.
Agabazar // 3246.84.5423
2021.05.29 18:39
Agabazar
Эх, параççĕ! Эх, параççĕ!
Микула // 9397.3.8919
2021.05.30 14:44
Хуларан. Академия "не занимается" по причине - "академи ҫок",ячӗ кӑна ? Теприсен "прерогатива" пӗрре кӑна -депутат мандатне илесси? Кун пек каять ,Хуларан йолташ? Варык. Микулан кунта "личный интерес" ҫок, пӗтӗмпех сан валли.
Хуларан // 2677.86.7706
2021.05.30 17:53
Микулапа килёшетёп. Тёрёс калать
, хаямат!
Agabazar // 1821.25.1871
2021.05.30 18:16
Agabazar
Ху ятупа аккачеми ăстала.
Евразиец // 1977.69.9930
2021.06.23 11:24
Кстати, академики вакцинировались? А как они относятся к процедуре принудительной вакцинации? Всё же академики, должны всё и вся знать на классическом, т.е. на образцовом уровне.

Страницӑсем: [1], 2, 3, 4

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем