Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +0.3 °C
Ҫынна йывӑр ан кала, ху та ҫавна курӑн.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Андрей: История родной деревни

Андрей25.05.2012 23:395363 хут пӑхнӑ
Деревню Челкумаги называли дер. Челкумаги Кибечи потому, что эта деревня была тесно связана с другими Кибечами, находящимся рядом (Средние Кибечи, Нижние Кибечи). Другие Кибечи еще раньше занимали места и обустраивали свои хозяйства, имея тесные связи с челкумагинцами. Ранее эти Кибечи составляли одно земельное общество. Однако деревня Малые Кибечи имела земельные участки отдельно от других Кибеч. Все три Кибечи (кроме Малых) сначала были названы как Большие Кибечи. Поскольку Малые Кибечи была как отдельная, обособленная, однако имела тесные связи с Большими Кибечами. Старожил дер. Янтиково Игнатьев Василий слышал от ветеранов той деревни, что в то время контора волостная была в Больших Кибечах. Ранее, в старину, в дер. Средние Кибечи проживали 3-4 семьи русской национальности, которые были достаточно образованными, цивилизованными. Характерно то, что жители 4-х Кибеч в целях мирной и спокойной жизни старались строить дома совместно, а также было общее для них кладбище, где хоронили усопших со всех Кибеч. Причем в начале кладбища было размещено в середине деревни. А впоследствии - в конце деревни у оврага, где так же хоронили усопших из деревни Малые Кибечи. Это называлось старое кладбище.
Из истории Чувашии известно, что люди чувашей национальности в течение нескольких веков переезжали из Тувинской республики в Ставропольский край, а оттуда, постепенно, на берег Волги по причине того, что там часто вспыхивали всевозможные войны.
В 1770-1780 гг. по указу царя все местные жители приняли православную веру. После этого они построили новое кладбище, где так же хоронили умерших в трех Кибеч.
Примерно в 1876 году, когда в селе Высоковка построили церковь, с тех пор каждая деревня (4 Кибечи) имели свои кладбища.
В первое время в дер. Челкумаги дома начали строить в двух местах: на той стороне овраги и на этой, причем, не соблюдая, будут ли здесь улицы или нет. В начальном периоде строительства деревне здесь было всего 16 дворов. Они размещались поближе к воде. В деревне колодцев с водой не было. Для хозяйственных надобностей воду возили на лошадях 30-40- ведерными бочками.
По Указу Петра I деревню продолжали строить по принципу «улица» и районы стали называться губерниями, уездами. При строительстве деревни учитывали противопожарную безопасность. Первые улицы появились поближе к оврагу, значит к воде. В последствии появились другие улицы. Примерно в 1890 году в деревне уже было 63 крестьянских дворов.
По всему, ранее вокруг деревни был дремучий лес, куда люди ходили за ягодами, грибами, орехами. Причем ходили туда с опаской, поскольку в этих лесах жили цыгане, образуя свой табор.
Вначале три Кибечи (Средние, Нижние и Челкумаги) составляли одно земельное общество, где земля, вода, пастбище, лес были едиными. Лес называли как всенародным и это лес, при надобности, делили на три части, т.е. на три деревни. По всему, жители всех трех Кибеч жили дружно и в согласии.
По причине того, что леса были распложены вплотную к строящимся домам, то чтобы построить новый дом или заиметь участок для посева, надо было выкорчевывать вековые дубы и другие деревья. В то время все эти проводили вручную, с использованиями топора и лома и т.п. Даже для строительства избы использовали местный материал (глина, камень). Причем бревна, доски, жерди из дуба для огорода обрабатывали топором.
Известно, что для того, чтобы сеять урожай, надо было полностью уничтожить определенный участок леса. Поэтому каждому крестьянину давали задание, например, рубить лес подальше деревни. Но крестьяне не все это выполняли. Поэтому они наказывались. Например, виновных выгоняли зимой на улицу босиком. По этому вопросу здесь в основном главенствовали царские чиновники.
Для уборки урожая люди ходили 10-12 км от села и, как правило, ночевали в поле семьями.
Из-за дальних посевов от села, посеянные участки навозом не удобрялось, поэтому урожаи были плохими.
После организации колхоза в селе с землей навели порядок: каждому селу были выделены земельные участки рядом с деревней.
После окончания сенокоса, особенно деревенских жителей отмечали как праздник.
По рассказу 130-летнего жителя Средние Кибечи Тихона Петровича деревни под названием Кибечи существуют и в других местах. Например, под городом Алатырь, в Комсомльском районе и других местах.
После того, как наши прапрадеды переехали в эти места издалека, хотя они уже и умели строить деревянные дома из бревен, как видно, избы были с отоплением по-черному, поэтому в первый период печки начали строить из камня. Оказывается, в этот период производить кирпич еще не умели. Камни были как бесценный строительный материал так же, как и дерево. Поэтому много было названий деревень и сел, похожих на дерево.
Было время, когда царское самодержавие в целях раскола общества, чтобы народ не мог объединиться против царя, принимает меры по их разъединению. По этой причине издается указ об образовании в России разрозненных хуторов. Здесь инициатором был министр Столыпин. Началось расселение крестьян по небольшим хуторам. В 1912 году из деревни Челкумаги и других деревень отделились в хутор в районе железнодорожного разъезда «Кибечи» сначала девять хозяйств. На хуторе были построены новые дома, каждой семье были наделены земельные участки. Этот хутор просуществовал там несколько десятков лет, а ликвидирован лишь с начала коллективизации по разным близлежащим селам.

Источник: Рукописная книга "Размышления в одиночку". Автор- полковник в отставке Михайлов Андрей Михайлович, уроженец деревни Челкумаги.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем