Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +0.3 °C
Ют ҫын — хир урлӑ, хӑв тӑвану — вут урлӑ.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Владимир: Я не согласен с Эктором Алос-и-Фонтом с его оценкой языковой политики в Чувашии.

Владимир10.11.2013 22:4835260 хут пӑхнӑ

Эктор Алос-и-Фонт: «Сегодня можно сказать, что в Чувашии нет организованной языковой политики, реально направленной на формирование двуязычия у населения и к равенству между двумя официальными языками, тогда как республиканское законодательство провозглашает эти принципы».

Я думаю, что автор статьи лукавит, говоря, что языковой политики в Чувашии нет. Двуязычье закреплено Конституцией и подкреплено им же названным законом. Так в чем же дело? А дело в простом его неисполнении, или, не желании ему следовать. Причем, не чиновниками, а самими чувашами. Автор переживает о «1%» говорящих на родном языке столичных чувашах. И не спрашивает себя: а чего это они говорят на русском, а на родном языке не хотят?

Эктор Алос-и-Фонт: «Нет специального ответственного высокоуровневого органа языковой политики в Чувашии. Органом, ответственным за исполнение закона о языках, посредством его Программы по реализации, является Министерство образования и молодёжной политики». «Кроме этого становится очевидна серьёзная ошибка в анализе и приоритетах программы: хотя главная проблема для сохранения чувашского языка – прекращение передачи языка на уровне семьи, прежде всего в городах, но не только. Данная проблема до настоящего времени не обозначена, также как и не предпринимаются каких-либо специальных мер для её решения».

Ох, какой молодец! Наверное, нужно будет открыть особые отделы при прокуратуре, МВД. Дописать статьи в Уголовный, Семейный, Трудовой Кодексы. Кнутом их! Кнутом! А не проще ли, чувашу жениться на чувашке и воспитывать своих чувашских детей? Не говорите мне, что в Чувашии невозможно учиться и жить по-чувашски!

Эктор Алос-и-Фонт: «В программе закона о языках есть только три критерия для мониторинга «эффективности» её исполнения [ЧР: 2008b], но ни один из этих критериев не позволяет измерить такие важные цели, как, например, «обеспечение функционального развития чувашского языка как одного из государственных языков Чувашской Республики» [ЧР: 2008a, 2]. «Эти индикаторы должны бы, во-первых, определять действительное использование языка в обществе (потому что это и есть конечная цель) и, во-вторых, определять план конкретных мероприятий, предпринимаемые для достижения этой конечной цели» «чтобы граждане могли использовать свой язык в как можно большем количестве сфер, так чтобы граждане могли находить решения своих проблем и самостоятельно решать их, вместо того, чтобы зависеть от властей»;

Короче говоря, автор требует, чтобы в Чувашской Республике все документы оформлялись на чувашском языке. И. соответственно, все общественные мероприятия проходили на нем же. Но, насколько я понимаю, этого нет даже в самых «оторванных» в смысле прав и свобод, Татарии и Чечне. Да и, как автор себе это представляет у себя в Испании?

Эктор Алос-и-Фонт: «Кроме этого, вопреки тому, что одна из целей Программы – «обеспечение реализации [...] материальными и финансовыми средствами», её финансирование состоит из общей суммы в 93,8 миллиона рублей, выделяемой очень неравномерно в течение 10 лет [ЧР: 2008a, 9-10]. Выделяемые суммы очень малы: в 2009 г. – 0,006% республиканского бюджета, а в 2010 г. – 0,007%.»

Да, наверное, этого очень мало. Лучше было бы, наверное, если на эти деньги нашли возможность обустроить одну-две чисто чувашские молодые современные деревни. Но будут ли там жить «искусственные чуваши».

Эктор Алос-и-Фонт =П.Х. Нелде: «понятие обратной или позитивной дискриминации, то есть поддержка преодоления более высоких затрат и усилий для производства, коммерциализации, а также тренировки персонала на языке, с целью, чтобы у говорящих на миноритарном языке были бы такие же языковые права, как у говорящих на мажоритарном языке».

Замечательно сказано, главное не всем и не все понятно. Но я уверен в том, что нужно развивать свою республиканскую (чувашскую) экономику, заставить прислушиваться к мнению своих (чувашских, республиканских) экономистов, финансистов и банкиров. Если, конечно, они когда-нибудь здесь появятся. Говоря проще, чуваш должен с гордостью жить, работать и процветать у себя в Чувашии, как тот, кому дают в 6 раз больше дотаций. Правда, я не верю, что где-то, дают бесплатно, как сыр в мышеловке. Вот тогда, на улицах Чебоксар будет не меньше чувашей, чем татар на улицах Казани.

Эктор Алос-и-Фонт =П.Х. Нелде: «понятие децентрализации, то есть поддержка местного самоуправления, а также способствование взаимодействию населения с местными властями, что даёт возможность пользоваться языком и формировать языковую политику»

Ага, то же самое постоянно говорит и В.В. Путин чиновникам. Не воруйте, говорит, любите, говорит, свой народ. А, интересно, что начнется в администрациях, когда Москва перестанет их контролировать? Особенно нас, чувашей. Ведь, даже простой бригадир, тут же забывает, что он чуваш, как только становится «шишкой».

Эктор Алос-и-Фонт: «правительство не осуществляет политику, в которой чувашский язык и люди владеющие чувашским языком имели какие-либо преимущества над одноязычным населением, хотя это только способствовало бы распространению языка, а значит и содействовало бы многоязычию».

И приводит в пример национальное радио, требуя, чтобы оно с утра до вечера оставалось чувашским. Смешно, но, если посчитать, вся чувашская культура, а ей нет и 100 лет, «проговорится и пропоется» за полгота круглосуточного вещания. По-моему, прошу прощения, лучше меньше, да лучшее. Я согласен с автором в том, что жизненно важно для чувашского народа, возрождать бизнес и предпринимательство. И в этом бизнесе и предпринимательстве должны присутствовать и чувашская культура и менталитет.

Эктор Алос-и-Фонт: «Однако, Чувашская Республика не использует те возможности, которые используются в других республиках, таких например, как Татарстан и Тува».

Какой мудрый господин! Он намеренно не добавляет как Чечня и Дагестан.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

bor1959 // 1039.8.4424
2013.11.21 10:00
Тимĕре,Ефима хÿтĕлесе: Тĕрлĕрен Акасапарсемпе Аккапасарсен рецепчĕ питĕ йывăр-сăмах каличчен малтан Сăмаха Эктор юлташпа шайлаштармалла, кайран Акапасар хоспочинпа килĕшÿ тумалла, кайран ваттисен хайлавĕпе килĕшÿллĕн Сăмаха кун çути кăтартма юрать.Часах Акапасар ятарласа "секретнăй служба" туса хума та пултарать(укçа-тенкĕ тупайсан-унăн каманди укçасăр ĕçлеместь вĕт-ха)
bor1959 // 1039.8.4424
2013.11.21 10:14
Володя:"Но я уверен в том,что нужно развивать свою республиканскую(чувашскую)экономику,заставить прислушиваться к мнению своих(чувашских,республиканских)экономистов, финансистов и банкиров.Если,конечно,они когда-нибудь здесь появятся.Говоря проще,чуваш должен с гордостью жить,работать и процветать у себя в Чувашии,как тот,кому дают в 6 раз больше дотаций.Правда,я не верю,что где-то,дают бесплатно,как сыр в мышеловке.Вот тогда,на улицах Чебоксар будет не меньше чувашей,чем татар на улицах Казани."-маттур çырать.Анчах Акасапара килĕшместь,мĕншĕн тесен унпа ку сăмахсене согласовать туман.
Владимир // 2400.30.9148
2013.11.24 09:01
21.11.2013 | Советская Чувашия "Конкурент конкуренту – друг, товарищ и брат" Виктор Зацепин.
<br>"В Чувашии никогда не было и, главное, не может быть национализма по одной простой причине:чуваши – народ генетически и ментально очень разный. Впитавший в себя десятки других народов. Эсегелов, баранджаров, буртасов, гуннов,..."
Владимир // 2400.30.9148
2013.11.24 09:02
Он же пишет дальше: "Когда-то предки нынешних чувашей жили на Алтае, Кавказе, в Северном Причерноморье, Скандинавии, других регионах мира. В Чувашию – кипящий полиэтнический котел – народы ручьями стекались со всех сторон, непрерывно смешиваясь. Объединяет их, таких разных, язык, общая история. Идея интернационализма.."
Владимир // 2400.30.9148
2013.11.24 09:05
Он же: «Чувашский национализм» – циничный фантомный бренд-страшилка, цель которого, издалека пугать федеральный центр, добиваясь субвенций, субсидий, политических дивидендов".

Владимир // 3860.58.8399
2013.11.24 20:13
Çав Зацепин журналист чĕлхи мана пит килĕшет. Чăваш халăхĕн истори пирки эпĕ унпа тавлашма шутламастăп, анчах та халăхăмăрăн "ăшчикĕ" (менталитет сăмаха куçарма пĕлместĕп, каçарăр)пирки, ман шутпа, пит тĕрĕс çаптарать.
Agabazar // 2172.83.9409
2013.11.24 20:46
Agabazar
Володя:<< /менталитет сăмаха куçарма пĕлместĕп, каçарăр>> "Менталитет" чăвашла та "менталитет".
bor1959 // 1039.8.4424
2013.11.25 16:50
"Менталитет" мĕнле куçарăннине Тымарланран ыйтмалла,хам та ыйтса пăхăп. Ку сăмах куçарăнать.
Agabazar // 4136.32.4937
2013.11.25 17:09
Agabazar
Тĕрĕс, хуть те мĕнле сăмах та "куçаранать", Анчах "менталитет" куçарăннă хыççăн та "менталитет" пулать.
Agabazar // 1134.88.8724
2013.11.25 20:35
Agabazar
<<ç.с. Пĕр-пĕр халăхăн, социаллă ушкăнăн е уйрăм çыннăн ăс-хакăлпа кăмăл-туйăм уйрăмлăхĕ; тĕнчекурăм (туп.). Япони е Швеци экономикин чечекленĕвĕ наци менталитечĕ çинче йĕркеленнĕ. Х-р, 28.09.1996, 2 с. Çавăнпа та [специалистсем çуккипе] ташăсенче чăваш халăхĕн менталитетне, этикетне тĕрĕс мар кăтартса параççĕ. УС, 10.04.1998, 7 с. Чăваш менталитечĕ сăпайлăхпа, илемлĕхпе çыхăннă — çавна манас марччĕ. Ар, 2001, 22 /, 1 с. — паянхи менталитет (Я-в, 2000, 5 /, 47 с.); обществăлла менталитет (Х-р, 12.07.2001, 3 с.); чуралла менталитет (Х-р, 5.04.2001, 3 с.).>> http://samah.chv.su/s/менталитет

Страницӑсем: 1, 2, [3], 4, 5, 6, 7, 8, ... 11

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем