Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +8.3 °C
Вӑррӑн пуҫ тӳпинчен пӑс тухать.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Владимир: Я не согласен с Эктором Алос-и-Фонтом с его оценкой языковой политики в Чувашии.

Владимир10.11.2013 22:4833099 хут пӑхнӑ

Эктор Алос-и-Фонт: «Сегодня можно сказать, что в Чувашии нет организованной языковой политики, реально направленной на формирование двуязычия у населения и к равенству между двумя официальными языками, тогда как республиканское законодательство провозглашает эти принципы».

Я думаю, что автор статьи лукавит, говоря, что языковой политики в Чувашии нет. Двуязычье закреплено Конституцией и подкреплено им же названным законом. Так в чем же дело? А дело в простом его неисполнении, или, не желании ему следовать. Причем, не чиновниками, а самими чувашами. Автор переживает о «1%» говорящих на родном языке столичных чувашах. И не спрашивает себя: а чего это они говорят на русском, а на родном языке не хотят?

Эктор Алос-и-Фонт: «Нет специального ответственного высокоуровневого органа языковой политики в Чувашии. Органом, ответственным за исполнение закона о языках, посредством его Программы по реализации, является Министерство образования и молодёжной политики». «Кроме этого становится очевидна серьёзная ошибка в анализе и приоритетах программы: хотя главная проблема для сохранения чувашского языка – прекращение передачи языка на уровне семьи, прежде всего в городах, но не только. Данная проблема до настоящего времени не обозначена, также как и не предпринимаются каких-либо специальных мер для её решения».

Ох, какой молодец! Наверное, нужно будет открыть особые отделы при прокуратуре, МВД. Дописать статьи в Уголовный, Семейный, Трудовой Кодексы. Кнутом их! Кнутом! А не проще ли, чувашу жениться на чувашке и воспитывать своих чувашских детей? Не говорите мне, что в Чувашии невозможно учиться и жить по-чувашски!

Эктор Алос-и-Фонт: «В программе закона о языках есть только три критерия для мониторинга «эффективности» её исполнения [ЧР: 2008b], но ни один из этих критериев не позволяет измерить такие важные цели, как, например, «обеспечение функционального развития чувашского языка как одного из государственных языков Чувашской Республики» [ЧР: 2008a, 2]. «Эти индикаторы должны бы, во-первых, определять действительное использование языка в обществе (потому что это и есть конечная цель) и, во-вторых, определять план конкретных мероприятий, предпринимаемые для достижения этой конечной цели» «чтобы граждане могли использовать свой язык в как можно большем количестве сфер, так чтобы граждане могли находить решения своих проблем и самостоятельно решать их, вместо того, чтобы зависеть от властей»;

Короче говоря, автор требует, чтобы в Чувашской Республике все документы оформлялись на чувашском языке. И. соответственно, все общественные мероприятия проходили на нем же. Но, насколько я понимаю, этого нет даже в самых «оторванных» в смысле прав и свобод, Татарии и Чечне. Да и, как автор себе это представляет у себя в Испании?

Эктор Алос-и-Фонт: «Кроме этого, вопреки тому, что одна из целей Программы – «обеспечение реализации [...] материальными и финансовыми средствами», её финансирование состоит из общей суммы в 93,8 миллиона рублей, выделяемой очень неравномерно в течение 10 лет [ЧР: 2008a, 9-10]. Выделяемые суммы очень малы: в 2009 г. – 0,006% республиканского бюджета, а в 2010 г. – 0,007%.»

Да, наверное, этого очень мало. Лучше было бы, наверное, если на эти деньги нашли возможность обустроить одну-две чисто чувашские молодые современные деревни. Но будут ли там жить «искусственные чуваши».

Эктор Алос-и-Фонт =П.Х. Нелде: «понятие обратной или позитивной дискриминации, то есть поддержка преодоления более высоких затрат и усилий для производства, коммерциализации, а также тренировки персонала на языке, с целью, чтобы у говорящих на миноритарном языке были бы такие же языковые права, как у говорящих на мажоритарном языке».

Замечательно сказано, главное не всем и не все понятно. Но я уверен в том, что нужно развивать свою республиканскую (чувашскую) экономику, заставить прислушиваться к мнению своих (чувашских, республиканских) экономистов, финансистов и банкиров. Если, конечно, они когда-нибудь здесь появятся. Говоря проще, чуваш должен с гордостью жить, работать и процветать у себя в Чувашии, как тот, кому дают в 6 раз больше дотаций. Правда, я не верю, что где-то, дают бесплатно, как сыр в мышеловке. Вот тогда, на улицах Чебоксар будет не меньше чувашей, чем татар на улицах Казани.

Эктор Алос-и-Фонт =П.Х. Нелде: «понятие децентрализации, то есть поддержка местного самоуправления, а также способствование взаимодействию населения с местными властями, что даёт возможность пользоваться языком и формировать языковую политику»

Ага, то же самое постоянно говорит и В.В. Путин чиновникам. Не воруйте, говорит, любите, говорит, свой народ. А, интересно, что начнется в администрациях, когда Москва перестанет их контролировать? Особенно нас, чувашей. Ведь, даже простой бригадир, тут же забывает, что он чуваш, как только становится «шишкой».

Эктор Алос-и-Фонт: «правительство не осуществляет политику, в которой чувашский язык и люди владеющие чувашским языком имели какие-либо преимущества над одноязычным населением, хотя это только способствовало бы распространению языка, а значит и содействовало бы многоязычию».

И приводит в пример национальное радио, требуя, чтобы оно с утра до вечера оставалось чувашским. Смешно, но, если посчитать, вся чувашская культура, а ей нет и 100 лет, «проговорится и пропоется» за полгота круглосуточного вещания. По-моему, прошу прощения, лучше меньше, да лучшее. Я согласен с автором в том, что жизненно важно для чувашского народа, возрождать бизнес и предпринимательство. И в этом бизнесе и предпринимательстве должны присутствовать и чувашская культура и менталитет.

Эктор Алос-и-Фонт: «Однако, Чувашская Республика не использует те возможности, которые используются в других республиках, таких например, как Татарстан и Тува».

Какой мудрый господин! Он намеренно не добавляет как Чечня и Дагестан.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

bor1959 // 1039.8.4424
2013.11.18 15:20
Акасапара пĕлсе тăма: пирĕн социологсем пур во главе с П.Красновым,лингвистсем те чылай Чĕлхе институтĕнче тата ЧПУ-ра, ЧППу-ра.Вĕсенчен ма ыйтмастăн статьясем пирки, а ыйтатăн Володяран,bor-тан,Тимĕртен.Адресне улăштар,камран ыйтмаллине чухла пĕртак.
Agabazar // 2092.85.6862
2013.11.18 15:20
Agabazar
Сирĕн кунта палламан çынна "эс" тесе ларма нимĕнле право та çук!
Agabazar // 2092.85.6862
2013.11.18 15:25
Agabazar
<<bor1959: // 1039.8.44242013-11-18 15:20Акасапара пĕлсе тăма: пирĕн социологсем пур во главе с П.Красновым,лингвистсем те чылай Чĕлхе институтĕнче тата ЧПУ-ра, ЧППу-ра>>

Эсир асăннă çынсем Эктор Алос-и-Фонтăнни пек статьясем çырма тытăнсан, вĕсем хăйсен ĕçĕнче виçĕ кун та сыхланса тăраймаççĕ!
bor1959 // 1039.8.4424
2013.11.18 15:50
Атя паллашар,Акасапар.Проблема çук,мĕн пытанса пурнан."Асăннă çынсем" статьясем çырмасан ыйтар Акасапартан, вăл çыртăр.
bor1959 // 1039.8.4424
2013.11.18 16:18
Ятарласа пăхса тухрăм Эктор статьине, ним те хумханмалли тупмарăм.Çырнă,сăмахран:"хотя главная проблема для сохранения чувашского языка–прекращение передачи языка на уровне семьи, прежде всего в городах,но не только.Данная проблема до настоящего времени не обозначена,также как и не предпринимаются каких-либо специальных мер для её решения".Кун çинчен Тымарлан,Тимĕр тата пĕршухăшлисем 20 çул кĕрешеççĕ. Мĕн каласшăн Акасапар, ăнланма çук.
Agabazar // 9744.8.9186
2013.11.18 16:21
Agabazar
Статьяна шĕкĕлчесе ăша хывма хевте çитмест пулсан, мĕн кулет туса çÿремелле ку темăра?
Владимир // 2640-7739
2013.11.18 16:24
Agabazar "Эсир асăннă çынсем Эктор Алос-и-Фонтăнни пек статьясем çырма тытăнсан, вĕсем хăйсен ĕçĕнче виçĕ кун та сыхланса тăраймаççĕ!"
Ку паллă пулĕ таха та, анчах Экторĕ вара мĕншĕн нимрен те никамран та хăрамаççĕ -ши?
bor1959 // 1039.8.4424
2013.11.18 16:30
АКасапар каласшăн ĕнтĕ:"нет пророка в своем отечестве"-тесе. Çавăнпа калап оторванному от реальной жизни,от водоворота мероприятий национального характера Акасапару:"хытă" çĕр çине ан та хутшăн çав пулăмсене,йĕркеле пулăмсене.Вара сана йăтса çÿрĕттĕмĕр.Эс хутшăнма вăтанан,пире"вăйлах мар"статьясемпе чыхлантаран.Тата лайăхрах ыттисем пек çемье кĕсьинчен юхтарса укçа-тенкĕпе пулăшсан,ун чухне пулан "...-паттăр",каçар ятна пĕлмес.
bor1959 // 1039.8.4424
2013.11.18 16:40
Акасапар,статьяра ним шĕкĕлчемелли те çук.Хăвăн хевтюна пит хаклан,çынсем хакласса кĕт,может мăйăр тĕшши чухлĕ тăмасть.Унсăрăн хăвна Л.П.Кураков пек ,Н.Т.Савруков пек "академик" тесе чĕнме хистеме пуçлăн.Ман куçумĕнчех ун пек ыйтатчĕç вĕсем.Паллă ĕнтĕ мĕнле "академиксем" вĕсем.Эс,АКасапар,вĕсенчен кая юласшăн мар.Ученый степеньсене туянтăн пуль ĕнтĕ.
Agabazar // 2813.10.5842
2013.11.18 17:18
Agabazar
Володя:"Экторĕ вара мĕншĕн нимрен те никамран та хăрамаççĕ -ши?" Эктора вара мĕншĕн нумайлă хисеппе асăнмалла-ха? Виççĕмĕш сăпатра чухне апла тумалла мар пуль?ЭКТОР "ХĂРАМАННИН" СĂЛТАВĔСЕМ ÇАКСЕМ ТЕСЕ ШУТЛАТĂП: 1)Унăн, Европа çынни пулнă майăн, менталитечĕ урăхла 2)Ăна мĕнле те пулсан "хĕстерес" пулсан, тĕнче шайĕнчи скандал сиксе тухма пултарать. Тепĕр тесен, ăна "хĕстернин" мĕн усси:Испание (килне!) тарса каять —çавă çеç!

Страницӑсем: 1, 2, 3, 4, 5, [6], 7, 8, 9, 10, 11

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем