Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +0.3 °C
Уй куҫлӑ, вӑрман хӑлхаллӑ.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Тимӗр Акташ: О значении Декларации и Конституции Чувашской Республики

Тимӗр Акташ07.01.2016 12:499722 хут пӑхнӑ

8 декабря 2015 года в Чебоксарах, в Актовом зале Чувашского государственного института гуманитарных наук (ЧГИГН), состоялась Научная конференция, посвящённая 25-летию Декларации о государственном суверенитете Чувашской ССР и 15-й годовщине со дня принятия новой Конституции Чувашской Республики. Конференция велась на государственном чувашском языке.

 

Собрание учёных и национальной гуманитарной интеллигенции открыл вице-президент Чувашского национального конгресса (ЧНК), научный сотрудник ЧГИГН Алексей Леонтьев. Собравшихся приветствовал депутат Госсовета ЧР от партии «Единая Россия», президент ЧНК Николай Угаслов.

С основным докладом выступил юрист, один из основателей ЧНК, член президиума общественной организации Николай Лукианов.

Тезисы доклада в кратком переводе и сокращённом изложении

1.Чувашский народ в 16-м веке оказался в составе Российской империи в качестве одного из инородческих. Права нации официально никак не были зафиксированы. Фактически никаких прав нация не имела.

2. Вскоре после революции 1917 года прежнее государство превратилось в Советскую империю со «старшим братом».

3. Правящая КПСС волюнтаристки провозгласила формирование «новой исторической общности – советского народа».

4. 24 октября 1990-го была провозглашена Декларация о государственном суверенитете Чувашской ССР. Этот исторический документ можно сравнить с английским Биллем о правах 1689-го года и французской Декларацией о правах человека и гражданина 1789 года.

Чувашский народ и Чувашская ССР стали субъектами международного права.

5. В августе 1991 года Верховный Совет ЧССР учредил пост Президента ЧССР. В октябре 1991 года были приняты Законы ЧССР «О Президенте ЧССР» и «О выборах Президента ЧССР».

6. Состоявшиеся 8 и 22 декабря 1991 года первые выборы Президента Чувашской ССР фактически стали всенародным плебисцитом, референдумом, одобрившим принципы Декларации о государственном суверенитете ЧССР.

7. 31 марта 1992 года в Москве был подписан Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ. Но в новой Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, права республик были урезаны. (Хотя в отдельном официальном издании Конституции 1993 года Федеративный договор от 31.03.1992 г. был опубликован в качестве приложения. - М.: «Юридическая литература», 1993. – Подписано к печати 31.12.1993. – Т.А.)

8. В новой Конституции Чувашской Республики, принятой Государственным Советом ЧР 30 ноября 2000 года, принципы Декларации о государственном суверенитете не зафиксированы. Хотя мы предложили свой проект Конституции ЧР.

9. В Государственной Думе РФ в числе других имеется одна симпатичная депутат-дама, назначенная представлять ЧР. Но сомнительно, что она может защищать интересы ЧР.

10. Общественность ЧР беспокоит усиление великодержавных настроений в руководстве РФ. Сомнительны цели и последствия пропаганды и прямой поддержки «Русского мира» в других суверенных государствах. А кто будет отстаивать национальные интересы народов в самой РФ? История показывает, что империи, где интересы народов и наций не учитываются, неизбежно распадаются.

11. В 20-м веке чувашскому народу удалось создать и сохранить основы своей национальной государственности. Надо сохранить её и в 21-м веке. Исторические события, произошедшие в 20-м веке, показали, что у чувашской нации есть свой политический потенциал. А, значит, есть и исторические перспективы, и будущее.

Краткие тезисы Содоклада «Государственный суверенитет и Чувашское национальное возрождение» в (сокращённом переводе) Почётного президента ЧНК Атнера Хузангая

В новейшей истории чувашского народа и Чувашской Республики прослеживаются 2 периода Чувашского национального развития:

1. Создание Чувашской автономии (Чувашская автономная область – 24 июня 1920 г. и её преобразование 21 апреля 1925 г. в Чувашскую АССР).

2. Годы Перестройки – вторая половина 1980-х годов.

Чувашское национальное движение (возрождение) можно разделить на 3 этапа.

1. Период Просвещения (2-я половина 19-века – начало 20-го века). Тут большая роль и заслуга принадлежат просветителю И.Я.Яковлеву (создателю и организатору Симбирской чувашской учительской школы – фактически первого чувашского педагогического среднего учебного заведения – Т.А.) Он ввёл чувашский язык в школы и церкви. Вместе с соратниками разработал и ввёл Новую чувашскую письменность. Перевёл Старый и Новый Заветы.

В эти годы стала формироваться чувашская национальная гуманитарная интеллигенция.

2. 1905-1920 гг. Создаются первые чувашские политические национальные объединения. Появляются первые чувашские революционеры и национально-демократические идеи и призывы. Эти идеи программы партии эсеров после 1917 года используют большевики. В 1906 и 1917 годах проходят первые всечувашские национальные съезды. Чуваши участвуют в российских революциях. Происходят пробуждение национального самосознания и национальная консолидация. Обсуждается создание чувашской государственности, развиваются идеи Свободы, осваиваются демократические принципы. Входят в силу и становятся известными в народе политические и гражданские лидеры Г.Алюнов, Т.Хури, Метри Юман, С.Николаев, Г.Титов, Г.Комиссаров-Вантер, Н.Никольский и др.

В 1920-м году создаётся ЧАО, в 1925-м ЧАССР.

3. 1986-1988 гг. Начало Перестройки, провозглашённой М.С.Горбачёвым. Начало нового этапа Возрождения. Подъём волны за национально-демократические свободы. На этой волне 24 октября 1990 года мы успели провозгласить Декларацию о государственном суверенитете Чувашской ССР. В ней говорилось о верховенстве Конституции и Законов Чувашской ССР. Чувашская ССР – суверенное государство, единственное национально-государственное образование всего чувашского народа. Субъект международного права ещё во время существования СССР и РСФСР. Это имело большое политическое значение.

Мы встали на путь независимого развития. Но не поверили в свои силы. Должна была родиться новая политическая философия. Опираясь на Международные правовые документы – Международные пакты о гражданских, политических, социально-экономических и культурных правах (1966), Акт ОБСЕ (1975) и др.

Суверенитет республики прежде всего связан с Правом наций на самоопределение: «Политико-правовое свойство нации (народа) путём свободного волеизъявления самостоятельно определять свой политический статус и осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие на основе неотъемлемого права каждого народа на самоопределение, вплоть до отделения и образования национального государства, равно как и свободы объединения с другими нациями на добровольных и равноправных началах в любых государственных формах».

Но мы в 1990-м году не смогли открыто предъявить и осуществить свои права. Наш великий демократ (народный депутат СССР ) Андрей Сахаров писал: «Надо начинать с демонтажа имперской структуры государства». Мы начали это дело, но пока не нашли своего места… Почему? Руководители Чувашской ССР того времени Э.Кубарев и В.Викторов не смогли реализовать новый политический статус республики.

Позже в центральных московских СМИП издевательски писали о «Параде суверенитетов» в СССР и РСФСР. Но они будто не помнили, что это движение началось в «советских» республиках Прибалтики, а потом в РСФСР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР была принята 12 июня 1990 года Съездом народных депутатов РСФСР. (Сейчас это государственный праздник России). В этой Декларации провозглашено: «Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей – обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу – на самоопределение в избранных ими избранных национально-государственных и национально-культурных формах». (Ст. 4) И ещё: «РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России». (Ст. 14)

Понятие суверенитет тесно связано с понятием Свобода. За свободу надо бороться. Её надо отстаивать в политике, экономике, образовании. Власть должна разговаривать с народом на родном чувашском языке. На нём должны приниматься законы. Власть должна знать чувашскую историю, культуру, искусство, литературу. В каждой школе надо изучать предмет «История и культура родного края», чувашский язык. Этому надо учить и государственных чиновников. А то куда ни придёшь, сидят, развалившись. Ничего не знают, и знать не хотят. Будто с неба свалившиеся на чувашскую землю пугала.

Надо определить политический статус Чувашской Республики. Нужна ли нам Свобода? Хватит ли у нас сил стать субъектом международного права? Или мы – не свободный народ, который не сможет взять на себя ответственность за свою Свободу? Если не учитывать стремления нации в будущее со своим языком, Чувашская Республика не пойдёт по повышению своей экономики и культуры.

Так возведём же фундамент Чувашского дома для будущих поколений! Да будет так!

Из списка использованной литературы: Права и свободы народов в современных источниках Международного права. Сборник документов. Составитель – профессор Р.А.Тузмухамедов. Казань: «Книжный дом», 1995.

(От переводчика: Данный доклад был подготовлен в 1995 году, к 5-летию Декларации о государственном суверенитете Чувашской ССР. Автор доклада считает, что основные идеи и тезисы не устарели и сохранили свою актуальность и в год 25-летия Декларации.)

- Те важнейшие политические события (ставшие фактами новейшей истории чувашского народа и Чувашской Республики – Т.А.) - как сейчас перед глазами, - заявил в заключение А.Хузангай. – И голодовка группы чувашских патриотов в палатке перед Домом Советов в Чебоксарах в октябре 1990-го года. Один из её участников – Василий Дворников – присутствует в этом зале. Мы многое перетерпели. Сейчас мы живём в условиях вертикали власти. Но мы смотрим в будущее!

Выступления участников конференции

- Мы все сейчас вспоминаем те переломные годы, - начал дискуссию писатель и публицист, экс-депутат Чебоксарского горсовета (1990-1994) Анатолий Кипеч. – Мы видели всё своими глазами. Вспомним и Бориса Ельцина, несмотря на его ошибки. Без демократизации не было бы чувашского языка в школах, национального движения, возрождения. Но некоторые критикуют Ельцина и демократию.

В те времена большую роль играла журналистика. Какие были интересные смелые публикации в газетах «МолодёжКа» («МК», бывший «Молодой коммунист»), «Чаваш Ен», «СЧ». По Чувашскому радио передавали газетные обзоры.

В обществе важны две стороны - Любовь и Страх. В начале 1990-х годов царила Любовь. Сейчас царит Страх. Боимся сейчас. Тогда были смелые публикации в СМИ, смелые выступления на сессиях в Верховном Совете (Государственном Совете) ЧР. А теперь? В СМИ пропагандируют священники (об их роли, в том числе – в основании Чебоксар). Никто это не критикует, их засилье.

А.Леонтьев: Публикации связаны с их финансированием…

Чебоксары основаны в 13-м веке…

Иосиф Дмитриев, режиссёр, актёр, театровед, переводчик: Я не политик. Но, кажется, чувашам дают свободу в революциях…

Виктор Ильин, депутат Госсовета ЧР, юрист: Ленин при образовании Чувашской автономной области предлагал включить в неё земли с чувашским населением Симбирской губернии. Наши партийные деятели не взяли. Боимся. В Госсовете Чувашской Республики не говорим по-чувашски. Переводчики в нашем аппарате были не чуваши. Мы интересовались – как с этим в Татарстанском законодательном органе для сравнения? Там другое положение. Наш Госсовет ЧР упразднил Декларацию о государственном суверенитете ЧР, потом – также в Конституции ЧР – термин государство. Я выступал. Даже Аблякимов (экс-Вице-Президент ЧР – Т.А.) спрашивал: «Не рано ли упраздняем?»

Олег Цыплёнков, руководитель Союза кинематографистов ЧР, экс-председатель Союза молодежи Чувашии, Союза чувашской молодёжи «Сувар»: В нашей республике в органах власти были противники суверенитета и института президентства. Например, особенно активен был один – Р. (депутат Верховного Совета Чувашской ССР, руководитель крупной строительной организации – Т.А.) Я наблюдал его выступления при разработке Закона Чувашской ССР «О выборах Президента Чувашской ССР». Он под благовидными предлогами настоял на такой формулировке закона, при которой реально победить на выборах Президента ЧР в наших реальных условиях было крайне затруднительно.

(Так и произошло на самом деле на первых выборах Президента Чувашской ССР в декабре 1991-го года. Тогда набравшему большинство голосов избирателей – по данным Центризбиркома ЧССР - 46,4 процента - Атнеру Хузангаю, по той редакции закона для формальной победы во втором туре не хватило несколько процентов. Верховный Совет ЧССР после этого объявил мораторий на Повторные выборы Президента ЧССР. На следующих выборах Президента Чувашской Республики в декабре 1993 года, прежний закон, если не ошибаемся, был скорректирован. И Президентом ЧР во втором туре был избран Н.В.Фёдоров. – Т.А.)

- Кто наш депутат в Государственном Совете ЧР? – задавал риторический вопрос председатель Центрального совета чувашских старейшин Виталий Станьял. - Я знаю – как проходят «выборы» на селе. Это бесполезно… О положении государственного чувашского языка в Чувашской Республике. Родной чувашский язык в школах нашей республики сейчас изучается как «иностранный»! (?!) … (Дожили!)

С заключительным словом выступил Н.Угаслов.

- Мы живём в едином Российском государстве. Мы – субъект…

- Какие у республики полномочия? Есть ли они? – вставил реплику учёный-филолог профессор Виталий Родионов.

Прения разных сторон…

- Спасибо за высказанные мнения, - попытался сгладить противоречия Н.Угаслов.

- Что за «конгресс» у вас? – последовала следующая реплика.

- Он высказал свою точку зрения, - дипломатично заключил А.Леонтьев.

Активист общества «Иреклех» Илья Алексеев стал раздавать участникам конференции флажки с изображением Государственного флага Чувашской Республики.

- Надо учиться у татар умению вести политические дискуссии, - завершил В.Родионов. – После завершения прений они пожимают друг другу руки без обид, расставаясь…

С заключительным словом также выступил Н.Лукианов:

- Благодарю всех за участие в конференции и дискуссии. Особая благодарность администрации ЧГИГН за предоставленную возможность провести собрание научной и культурной общественности в честь важных исторических дат нашего народа и Чувашской Республики. Есть предложение – возобновить работу дискуссионного клуба общественности Чебоксар и республики. (Такой политклуб действовал в республиканском Доме политпросвещения в годы Перестройки в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Там же тогда по инициативе учёного-филолога и общественного деятеля Виталий Станьяла был создан дискуссионный клуб «Тӗпел» (Трибуна) и общественное объединение «Чӑваш халӑх хуралӗ», в котором обсуждались вопросы межнациональных отношений, национальной культуры и другие актуальные вопросы. – Т.А.)

Пост скриптум. Автор журналистского отчёта счёл необходимым перевести доклады и краткие тезисы выступлений на русский язык для русскоязычных чувашей. Ведь многие городские чуваши, прежде всего молодёжь, в ходе ассимиляции, к сожалению, утратили родной язык в интернациональных городах даже в своей Чувашской Республике.

 

Тимер Акташ.

Чебоксары, декабрь 2015 – 4 января 2016

 

На снимках: Участники Научной конференции в Чувашском государственном институте гуманитарных наук, посвящённой 25-летию Декларации о государственном суверенитете Чувашской ССР и 15-летию Конституции Чувашской Республики; Николай Лукианов, Атнер Хузангай, Анатолий Кибеч, Виктор Ильин. Фото автора

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем