Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +0.3 °C
Ҫӳрен каска якалнӑ, выртакан каска мӑкланнӑ.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Тимӗр Акташ: Николаевские чтения. Слово гостя из Крыма

Тимӗр Акташ05.06.2016 11:135938 хут пӑхнӑ

Изложение выступления юриста, кандидата философских наук Надира Бекира на 1-х Николаевских чтениях в Чебоксарах 23 апреля 2016 года.

У нас в Крыму был создан Фонд исследования и поддержки коренных народов Крыма. До 2014 года я был его Президентом. Некоторое время был экспертом ООН по Международному праву о коренных народах. В настоящее время фонд ушел из Крыма.

К вам в Чебоксары приехал из Казани, где читал лекции в Казанском федеральном университете. Я рад слышать чувашскую речь. 98 процентов крымских татар ничего не знают о чувашах. Интересно, что есть поразительные совпадения в наших языках (тюркской группы — Т.А.). Например, слово кашкыр (волк). В других тюркских языках, напрмер, волк — буре и др. (Буре — татар., курт — турец. — Т.А.) Кашкыр у других тюрков я не слышал.

— Можно реплику? — вставил ваш корреспондент. Это слово встречается у кыргызов. В советском телефильме «Плач волчицы» (1989) студии «Киргизтелефильм» по роману «Плаха» (1986) Чингиза Айтматова (1928-2008).

— Для меня особое удовольствие — слушать чувашскую речь. В Крыму живут и чуваши. Но они обычно говорят по-русски. Я их узнаю по лицам. Спрашиваю: «Вы чуваш?» Они удивляются: «Откуда Вы знаете?»

О гласности и правах коренных народов

… Сейчас, к сожалению, государство «установило» словосочетания за одно произнесение которых меня, могут арестовать в Крыму. Поэтому не подталкивайте меня к этому.

В ООН бывал больше ста раз. (По вопросам Международного права о коренных народах. — Т.А.)

2014-й год и позже. Маски-шоу

В 2014 году (после присоединения Крыма к РФ — Т.А.) ехал на Генеральную ассамблею ООН. Вдруг какая-то автомашина перекрыла дорогу такси, где я ехал. Подумал — кто-то нарушил правила дорожного движения. Но из автомобиля выскочили люди в масках и … шортах. В сентябре в Крыму днём ещё жарко. Меня вытащили из машины и положили лицом на асфальт. Достали мои документы. Подумал — скажут: «Это не он». А они: «Это он», развернулись, бегом к своей машине и скрылись. Разумеется, выехать за границу без документов было уже невозможно. Я стал невыездным.… Через дней 10 после этого этого, неизвестные лица в камуфляже увезли на этом же автомобиле двоих молодых крымских татар. С тех пор их так и не удается найти, хотя власти говорят, что делают все возможное. Разумеется, если вместо того, чтобы немедленно организовать погоню полиция 6 часов опрашивала свидетелей, то надо иметь в виду, что из Крыма на автомобиле можно скрыться практически в течение 2 часов в несколких направлениях. Отсюда и результаты.

Кстати говоря, по факту нападения на меня возбудили уголовное дело по моему заявлению. Но его три раза приостанавливали в связи с невозможностью установить подозреваемого. Оно сейчас как раз на такой стадии и находится.

Люди с оружием в масках проводят обыски, пропадают люди. Некоторых потом находят убитыми. В официальных заявлениях говорят: «Идёт борьба с терроризмом». Демонстрируется сила. Не всё показывается по телевизору. Вы бы видели, что было в Крыму в 2014-м году. На улицах ходили не только казаки. Появились даже сербские четники?

— С оружием? — спросил ваш корреспондент.

— …

— С авторучками! — съязвил после немой паузы коллега рядом.

О численности крымских татар

В официальных публикациях о численности крымских татар сообщают данные об уменьшении. Будто нас 10 процентов населения Крыма. (По данным Википедии — 12-13 процентов. По переписи 1939 года — 19,4 процентов. — Т.А.) Сначала объявляли 276 тысяч человек, потом 249 тысяч. Последняя цифра по итогам 2014-го года — 226 тысяч. Цифра снизилась на 50 тысяч человек. Как будто мы вымираем. Но этого нет…

ООН и Европарламент признают нас коренным народом Крыма. После 2014 года на наш полуостров пытаются приехать иностранные наблюдатели, правозащитники. Но им попасть к нам не просто. Находятся какие-то препятствия.

Проблема недвижимости

Возьмём проблему регистрации недвижимости. Когда мы в конце 1980-х годов начали возвращаться на родину из мест депортации 1944 года, нам пришлось обустраиваться на пустом месте. (Оставленные дома заняты переселенцами из центральных областей РСФСР — Т.А.) Занимали пустыри, строили временное жильё. Местные власти этому не содействовали. Чинились препятствия.

После 2014 года происходит перерегистрация недвижимости. Нам заявляют, что наши постройки не зарегистрированы по закону, то есть незаконны. Объявляются новые собственники земельных участков, которые заявляют о своих правах и требуют освободить территорию…

О давлении

Мне рассказывали, что на нашем национальном празднике наши дети танцевали в футболках с нашей национальной символикой — голубым флагом. Представители новой власти потребовали вывернуть футболки наизнанку…

Дошёл слух об «Инструкции о новой депортации». Не знаю — правда ли это? Это провокация? Кто-то нас так запугивает?

О ценах

О ценах. Сравнил их в Казани и Симферополе. У нас в Крыму цены выше. Хотя современная Казань — и так элитный город. В Крыму — товары завозные. Логистика дорогая. Даже цены на свои крымские вина выросли в несколько раз. У меня жена винодел. Спрашиваю её:

— Изменилась технология?

— Нет, такая же.

— Значит, повысили цены «с потолка».

О транспортном сообщении и туризме

Нет прямого транспортного сообщения с материковой Россией. На границе — неразбериха с документами. Поток туристов снизился. (Большинство туристов до 2014 года было из материковой Украины. — Т.А.)

Начали строить мост через Керченский пролив. Но там, как известно, тяжелые грунты. Неизвестно — как они поведут себя в будущем? (К тому же — это сейсмическая зона. — Т.А.)

О языках и национальном образовании

После 2014 года в Крыму провозглашены 3 государственных языка — русский, украинский и крымско-татарский. Но фактически всё на русском. Но и при Украине из объявленных крымско-татарских школ реально действовали только 6, и то формально. Все учатся по русским учебникам.

В вузах, в том числе, нашем, происходит «оптимизация» финансовых расходов, слияние факультетов. (Как везде в России. — Т.А.)

Ответы на вопросы

— У меня два вопроса, — начал ваш корреспондент. —

Первый вопрос: Кто такой Бальбек? (Вице-премьер правительства Крыма — Т.А.)

— В каком смысле?

— Судя по фамилии — он тоже крымский татарин. Выступает с официальными заявлениями в новостях российского телевидения. С другой стороны — Меджлис крымско-татарского народа (недавно официально запрещённая в России организация). Джемилев, Чубаров. (Которые теперь переехали в Украину).

— Я бы призвал вас не верить пропаганде из теленовостей. Каждая из сторон трактует события и характеристики в своих пропагандистских целях в идущей информационной войне.

— Второй вопрос. Как известно, многие россияне, кто имел такую возможность, отдыхали в последние годы в Турции и Египте. Сейчас такой возможности мы лишены. Правительство ориентирует нас на отдых в России. В том числе, в Крыму. Каковы в среднем цены на летний отдых были в прошлом году? И каков прогноз на предстоящее лето? Например, в начале сентября 2012 года на Южном берегу Крыма в частном секторе в переводе с украинской гривны цена койко-места за сутки для «дикарей» была 400 рублей. Комната на двоих — 800 рублей. В последующие годы цена доходила до 500 рублей за койко-место за сутки. То есть, комната на двоих — 1 тысяча рублей.

— Не могу сказать. Я не занимаюсь туристическим бизнесом. Отмечу, что большинство (неорганизованных) туристов не могут себе позволить отдыхать в отелях, санаториях, пансионатах, тургостиницах.

— Именно, большинство туристов отдыхают «дикарями».

(Иначе не по карману. В Крыму получается дороже, чем за границей, где «всё включено». Пейзажи красивые. А сервис — ещё «советский», то есть никакой!)

— Ратифицирована ли Декларация прав коренных народов?

— Эта Декларация в ратификации не нуждается, как и любая декларация, принятая ООН. Она является частью общепризнанных норм и принципов международного права, что по Конституции России, означает, что она действует и в России.

— Могут ли крымские татары провести своих депутатов в органы власти для защиты своих интересов?

— Нас пока не так много в Крыму, чтобы проводить своих депутатов в высшие органы власти среди общей массы избирателей.

— А в органы местного самоуправления, в местах компактного проживания?

— На последних выборах количество местных депутатов-крымских татар, которых удалось избрать, уменьшилось примерно в 10 раз: с 1290 до 129.

— Являются ли чуваши в Чувашской Республике и России коренным народом?

— Да, с исторической точки зрения. Но по международному праву коренные народы, как правило, находятся в так называемом недоминирующем положении. ситуация такова, что чуваши на своей земле в очевидном большинстве. Если есть проблемы с экономикой, культурой, языком — это дело Чувашской республики защитить интересы народа, ведь, по конституции России Чувашская Республика это государство, со своим законодательством, субъект федерации.

Далеко не у всех коренных народов России такие же возможности. Прежде всего это дело вашего парламента. (Государственный Совет Чувашской Республики — Т.А.)

— Существует ли ещё ОННН — Организация непредставленных наций и народов? (Создана в 1991 г. Штаб-квартира в Гааге. Чуваши вступили в ОННН в 1993. По данным Википедии членство Чувашии прекращено в 2008 году. — Т.А.) Что-то о ней не слышно.

— Это надо спросить у Николая Лукианова. (Юрист. Один из организаторов Чӑваш аталану партийӗ (ЧАП) — Чувашской партии развития (национального возрождения) и Чувашского национального конгресса — Т.А.) Он там был. Я сейчас не знаю.

— Была ли построена Соборная мечеть в Симферополе? (По крымско-татарски — Ак Месджит — Белая мечеть. Центр бывшей Крымской АССР РСФСР, Крымской области Украинской ССР, затем Автономной Республики Крым постсоветской Украины — Т.А.)

— Пока не удалось. Не было средств. Собирали именные купленные лично камни, средства. И я купил свой камень и принёс. Обещали помочь спонсоры, в том числе из Турции. Была шумиха. Но это дорогой проект. Сейчас принесённые камни разрушаются под дождём.

— Похожи ли казанские и крымские татары? Кто старший, кто младший «брат»? Знают ли крымские татары о нашем прошлом государстве — (средневековой) Волжско-Камской Болгарии?

— Я уже говорил, что о чувашах подавляющее большинство крымских татар (почти) не знают.

Некоторые историки считают, что покорение Казанского ханства в 1552 году русскими (царём Иваном Грозным четвёртым) было своеобразным ответом на взятие турками-мусульманами Константинополя (1453). Крымское ханство продержалось дольше, до 18-го века. Это были окраины Золотой Орды (13-15 века). Северные «границы» Крымского ханства простирались до нынешнего Саратова. С 16-го до конца 19-го века века казанские и крымские татары не общались. Общую идеологию (Тюркизм — Т.А.) предложили наш Исмаил Гаспринский и другие идеологи в конце 19-го века. У казанских татар был свой идеолог Марджани.

В 1921-1945 годах существовала Крымская АССР. Потом (после 20-го съезда КПСС в 1956 году и «хрущёвской оттепели» — Т.А.) наши активисты в местах ссылки очень сожалели о том, что при образовании автономии в 1921 году не настояли на названии Крымско-татарская АССР… Языки наши хотя тюркские, но разные. Около 80 процентов корневой лексический состав совпадает. Около 20 процентов не совпадает. Произношение различается, но при этом мы друг друга хорошо понимаем. Сейчас наблюдается своеобразная «мода» на турецкий язык. (Близкий к южно-бережному приморскому диалекту крымско-татарского языка. — Т.А.)

Казанские татары были неким «буфером» в между нами и новой российской администрацией в 2014-м году. Они сыграли позитивную роль тогда. (Во избежание возможных эксцессов. — Т.А.)

(Дружные одобрительные аплодисменты)

 

Записал в изложении и сокращении Тимӗр АКТАШ.

Чебоксары, 23 мая — 5 мая 2016

На снимке: Надир Бекир.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем