В.А. Александров (Сатур): Волжские булгары и чуваши
В.А. Александров (Сатур)12.03.2017 18:3720616 хут пӑхнӑ
(Камсем эпир чӑвашсем)
История Волжской Булгарии изучена достаточно детально, много научной литературы. Однако ранняя история волжских булгар изучена недостаточно. Фактически она достоверно известна лишь по двум источникам: «Записки о путешествии на Волгу Ахмеда ибн-Фадлана, секретаря посольства халифа аль-Мухтадира в Волжскую Булгарию в 922- м году и письмо хазарского кагана Иосифа к испанскому еврею Хасдаю ибн - Шафруте от 960–го года, где он перечисляет племена и народы Среднего Поволжья, находившиеся в зависимости от Хазарского каганата. Позднее о волжских булгарах писали ряд арабских писателей и, конечно, русские летописи.
Территория Волжской Булгарии менялась годами. Первоначально она занимала территорию на левобережье Камы до реки Зай и Волги до реки Кондурча. К своему расцвету в 1236 году она занимала левобережье и правобережье Волги от Самарской Луки до реки Сура, а на запад до Пензенской области и на Востоке до Уральских гор и реки Урал (Яик).
Освоение территории в первоначальных границах болгары начали после перехода основных масс гуннов через Волгу в 371 году. Они разгромили остготов (германские племена) царя Эрманариха. А готы управляли обширной территорией от Балтийского моря до Черного моря. Ниже впадения Камы в Волгу готы основали ряд гарнизонов. Один из них на месте села Старая Майна. Там при раскопках найдены украшения и другие предметы IV века, известные только на острове Готланд в Швеции. Гунны (болгары) поставили свои гарнизоны, возможно один из них был на месте города Болгар. Археологи при раскопках нашли следы поселения IV в.
Некоторые историки считают, что болгары появились на месте Волжской Булгарии еще раньше, во 2-ом веке. Возможно, мелкие группы могли подняться с низовьев Волги и с реки Урала.
Известно, что в низовьях Камы в 452 году побывал экспедиционный корпус гуннов во главе Ореста, первого министра империи Аттилы. Он инспектировал северные части империи, организовывал новые гарнизоны. После земель башкир на Урале, он на обратном пути переправился через Волгу ниже впадения Камы и направился на Смоленск, при этом повторно прошел мимо мест нынешней Москвы и некоторое время пробыл на территории современной Польши (9, с.121-129). Почему корпус мог побывать в устье Камы? Во–первых, археологи при раскопках Болгара обнаружили остатки более древнего поселения IV века; во-вторых, корпус Ореста двигался инспектируя гуннские гарнизоны. Гарнизон на месте Болгара контролировал и Волгу и Каму. Логично один раз переправиться через Волгу, чем через две реки Каму и Волгу. Болгарские (гуннские) гарнизоны по Волге могли поставить еще во времена дяди Аттилы Эбарса или еще раньше.
После смерти Кубрата (примерно в 655-х годах) распадается Великая Болгария на Кубани и на Дону. В то время хазары усиливаются войсками бежавшими, из-за внутренних раздоров Западно-тюркского каганата, наследниками Ирбис Шегуй-хана. Они становятся Хазарскими ханами из династии Ашина (4, с.261).
«В состав Великой Болгарии в 30-40-х годах VII века вошли аланы, кутригуры, утигуры, оногуры, савиры и другие родственные им племена, во главе которых стояли выбранные вожди» (6, с.224).
«В «Армянской географии» территория обитания болгар указана к северу от реки Валданис (Кубань), в Сарматии. В описании Азиатской Сарматии сказано: «… Из Кавказа текут в две реки: Валданис, текущая с горы Кракс, которая начинается у Кавказа и тянется на северо-запад между Меотидой и Понтом. Другая река Псевхрос (рукав Кубани) отделяет Боспор от тех мест, где находится город Никопс (Пицунда). К северу от них живут народы тюрков и болгар, которые именуются по названиям рек: Купи — Булгар, Дучи — Булкар, Огхондор-Блкар — пришельцы, Чдар — Болкар. Эти названия чужды Птоломею» ( 6, с.225).
Обращает на себя внимание разнообразие в названиях булгарских племен («булгар», «булкар», «блкар», «болкар» ). Болгарские племена свое племенное имя, по-видимому, произносили по-разному, в зависимости от диалектальных особенностей языка. К. Патканов в этих названиях видел их туземное наименование : Купи — Кубань (в писцовой книге Свияжского уезда за 1565–1567 годы часто название реки Кубня пишется как Купня — что подтверждает правильность такого вывода — В.А.), Чдар-Болкары — котраги или кутургуры, Огхондор-Блкар — гунно-гундуры.
Твердо установлено местоположение двух болгарских племен: Купи-Булгар — на Кубани, Дучи (Кучу) — Булкар — в Приднепровье. Огхондор (Вогхондор) — Блкар Ф. Вестберг склонен поместить на Волге, а Чдар — Болкары могут быть связаны с Доном.
В «Армянской географии» к названию Огхондор-болгар присоединяется определение «пришельцы», что указывает, по-видимому, на то, что они были переселенцами из Армении» (9, с.225).
Ф.Вестберг, по-видимому, ошибается. Название Огхондор — Блкар — пришельцы не связано с наименованием какой-либо реки. А остальные болгарские племена действительно жили на Кубани, на Дону, на Днепре.
Далее. «По мнению М.И.Артамонова, …, т. е. отождествляются с Ергенями — приволжской возвышенностью, тянущейся вдоль Сарпы от Волги до Маныча, или со Стравропольской возвышенностью, откуда ушли огхондоры или унногундуры во главе с Аспарухом. Следовательно, болгарское племя унногундуров, объединявшее вокруг себя остальные родственные племена, жило там же, где раньше были известны утигуры или оногуры; название их представляет вариант предшествующего наименования» (9, с.225-226).
Считаю необходимым отметить следующую деталь. Византийский автор Феофан (758-818 г.г.) сообщает следующее: «Во времена Константина (641–668 г.г.) на западе Кроват (Кубрат), обладатель Болгарии и Котрагов, скончался, оставив пятерых сынов, которым завещал никогда не расходиться, ибо только таким образом могли они всегда владычествовать и остаться непорабощенными от другого народа. ...» (9, с.226). Здесь Котраги не называются болгарами, вероятно они родственный народ болгарам и жили они между Доном и Днепром. Кубрат непосредственно имел власть над болгарами на Кубани и на левом берегу Дона, а за Доном болгарские племена называемые Котрагами имели какую-то самостоятельность.
На Карте степной полосы Восточной Европы и Кавказа (По М.И.Артамонову, 9, с. 206) приведенные кутригуры это котраги, а утургуры, унногундуры (в-н-н-т-ры), вероятно, были болгарами Кубрата, то есть болгары — пришельцы (из Армении) слились со старожилами Утургурами. Савиры указаны около Каспийского моря, а племя Залы, указано на реке Сал, притока реки Дон. Маркварт отождествляет их с барсилами, однако барсилы совершали набеги на Албанию (нынешний Азербайджан и часть Дагестана), то есть жили где-то поблизости от «Дербентских ворот».
По всем данным котраги и утургуры это гунны Аттилы вернувшиеся обратно из Паннонии и Дуная, после гибели наследника императора Аттилы Эллака, в 454–460-ые годы. Савиры, вероятно, пришли из Азии в 412–453 годах. Савиры, белые гунны. Молодой Аттила организовывал связь и приезд белых гуннов в центральную ставку. Значит гунны Аттилы были черные гунны — болгары.
Кубрат сумел объединить гуннов-болгар в государство Великая Болгария благодаря своим выдающим талантам, в том числе полководческим, но и благодаря тому, что был самым титулованным. Скорее всего он прапра... внук старшего сына Аттилы Эллака, хотя есть сведения, что он правнук Ирника.
Итак, после распада Великой Болгарии В-Н_Н_Т_Ры с частью утургуров потерпели поражение от хазар с усилившийся ордой тюркского кагана Ирбис Шегуй-хана. Кроме того они помнили разгром от воинов тюркского кагана в 558 году и они до 580 года были под властью Тюркского кагана. Предкавказье и Крым были под властью тюркского кагана, в том числе и хазары. Кутургуры и основная часть утургуров не поддержали В_Н_Н_Н_Т_Р.
В 670-х годах большая группа болгар во главе младшего сына Кубрата Аспаруха переселилась на низовье Дуная, где еще оставалась часть гуннов Аттилы. Доказано, что этими болгарами были В_Н_Н_Т_Ры. Вместе с ними ушли барсилы, осели в Македонии и другие мелкие группы.
В тот же год другая часть болгар В_Н_Н_Т_Ров переселилась в Среднее Поволжье. Вместе с ними также ушла часть барсил. Возможно их пути разделились на Дону, на реке Сал. Вероятно они поднимались по левому берегу реки Волги до Камы. Такой вывод можно сделать исходя из анализа названий рек, а там много рек со слогом «ча», например «Моча»(Чапаевка), «Сахча» и т.д. Возможно часть В_Н_Н_Т_Ров (гунно-гундуров) поселилась на правом берегу, например, в Ундорах.
Вместе с ними ушли часть утургур и залов (сал) с реки Сал.
Следующий приток болгарских племен на Среднюю Волгу был после событий 732–737 годов, когда арабский полководец Мерван разгромил хазар и их союзников. В результате чего каган был вынужден принять ислам. А в 745–759 годах в Хазарии разразилась гражданская война между сторонниками веры предков и сторонниками иуадизма. В эти годы переселились сюда савиры, сувары, барсилы, маджары, эскэлы (эскэлы могли прибыть позже после 810 года).
Позже сюда переселяются болгары из Кара-Болгар с Поднепровья и Дона. Кара-Болгары (Черные Болгары или Внутренняя Болгария) владела при кагане (балтаваре) Угыр Айдар владения расширились до пределов Булгарского бейлика на Верхней Волге. Угыр Айдар объявил себя эмиром Булгара и каганом Кара-Булгарского саклана. Здесь Булгарский бейлик это Суздаль, а объявление эмиром Булгара, означает объявил себя правителем Волжско-Камских болгар. Айдар до 852 года принял ислам и поэтому объявил себя эмиром. Вероятно, это в пику хазарскому кагану, который принял иуадизм.
В 863 году в Башту (в Киеве) началось восстание, и в подавлении порядка в Башту участвовал хазарский бек Ильяс с 75 тысячным войском.
Во главе Кара-Булгара стоял в это время старший сын умершего в 855 г. кагана Угыр Айдара мусульманин Габдулла Джилки (Шилки).
Восстание поднял младший брат Габдуллы Джилки язычник Лачын —Ас-Халиба и наместник города (Башту) язычник Джир, который получил, после восстания, впервые титул русского бека. Их имена — Ас-Халиб и Джир — в видоизмененном виде Аскольда и Дира, отмечены в «Повести временных лет» — русской летописи, как князья, которые правили в Киеве.
В ходе долгой и сложной борьбы свергнутый каган Габдулла Джилки (предположительные годы жизни 825–895 г.г) — покинул свои бывшие владения, двинулся вверх по Волге в Болгар и объявил его Булгарским мусульманским государством. За ним последовали черные болгары (и мусульмане и язычники) и наемное войско из печенегов — баранджаров.
Но в 922-ом году сын Джилки (Шилки) правитель Волжской Булгарии Алмуш находился в зависимости от Хазарского каганата.
Общую картину племен в Среднем Поволжье мы узнаем из письма хазарского кагана Иосифа датируемое 960-м годом: «Я живу у реки по имени Итиль, в конце реки Г-р-га-на. Начало (этой) реки обращено к востоку на протяжении 4 месяцев пути. У (этой) реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных (стенами) городах. Вот их имена: бур-т-с, бул-г-р, с-вар, арису, ц-р-мис, в-н-н-тит, с-в-р, с-л-виюн. Каждый народ не поддается (точному) обследованию и им нет числа. Все они (мне) служат и платят дань» (9, с.262).
Здесь каган Иосиф под Волгой понимает и Каму. Народ бур-т-с — это буртасы. Пока точно не установлено что за народ буртасы. Имеются населенные пункты с названиями Буртас в Мордовии, Чувашии, Татарстане и в других областях. Судя по названию они — один «ас»-ских племен. Вероятно, родственен и хазарам и болгарам.
Бул-г-р — булгары (ал-балкарийа). Состав булгар нам сообщает Ибн-Русте : «Их три сорта: один сорт называется барсула, другой сорт — эсгэл и третий — балкар» (7, с.35).
С-вар — сувар. Ибн-Фадлан называет их «ас-сувар». Город Сувар после 1237 года не восстанавливается. Часть горожан Сувара переселяются на место города Казань и там на карте 1469 года отмечается Веда Суар. Здесь Веда это чувашское «Вӑта», то есть река Ута, на которой стоял разрушенный город Сувар. Часть их переселились за Каму, за Волгу, а большая часть ушла на прежние места на Каспии. В Азербайджане есть Биля-Суварский район, известен с 1311 г. Город Биля-Сувар раньше назывался г. Пушкино.
Однако нужно отметить, что слово «Веда» может означать «княжество». Так, «буртасы создали в пределах Серебряной Булгарии в районе современных Саратовской и Астраханской областей и Республики Калмыкии княжество Ведин (Веда), упомянутое посланником Папы Римского к монгольским военачальникам монахом доминиканского ордена Юлианом (Аннинский,1940, с.87)» (Сборник 10, с.135). Тогда Веда Суар означает княжество Сувар, на месте Иске Казань.
Кто-же они В-Н-Н-Т-Ры, ушедшие из Ставропольской возвышенности на Дунай и образовавшие Дунайскую Болгарию и ушедшие одновременно на Волгу и на Каму? В Великой Болгарии разные авторы их называли по-разному: оногуры, гунно-гундуры, унно-гундуры, в-н-н-т-р, Огхондор (Вогхондор)-Блкар — пришельцы.
В трудах сирийского историка Мар-Абаса-Катины (III в.н.э.) находим следы В-Н-Н-Т-Р. «Мар-Абас-Катина сообщает: в годы царствования Аршака I, сына Вахаршака, «возникли большие смуты в цепи великой Кавказской горы в земле булгаров, из которых многие, отделившись, пришли на нашу землю и на долгое время поселились , на юге от Коха, в плодоносных и хлебородных местах» (1, с. 146).
Вахаршак, отпустив «людей западных стран», спустился на луговые земли близ пределов Шарая, «называемые древними Верхним и Безлесным Басеном (земли), которые впоследствии были заселены переселенцами Вхндур Булгара Вунда, по имени которого названы Ванан дом». Селения этих переселенцев еще во времена Моисея Хоренского назывались «именем братьев и потомков его» (Вунда)» (9, с.190).
По годам это может быть таким: болгарские племена на Большом Кавказе и на Каспии могли появиться в 127–114 г.г. до н.э., а волнения среди болгар в цепи великой Кавказской горы могли произойти в годы правления Аршака I (34–35 г.г. н.э.). Земли в верховьях р. Аракс были заселены болгарами после посещения Вагараш I (Вагаршак) в годы своего правления 116–140 г.г. А заселили эти земли болгары из гавара (области) Чуаш — рот. Этот гавар ближайший к землям Шарая (Шарья).
Что же означают все эти названия В-Н-Н-Т-Р, Вхандур, Вананд Дом, Вогхондор, Оногур, Гунно-гундуры, Гунну, Хунну? Практически одно и тоже понятие, очень хорошо объясняемые на чувашском языке. В-Н-Н-Т-Р — «вун(н)ӑ туртӑм», то есть десять родов (родственных); Вхандур — «вуннӑ хун туртӑм», т.е. «десять хуннских родов»; Вананд Дом — «Вуннӑ ҫурт», т.е. «десять домов» (десять правящих родов (домов). Для примера — Дом Романовых (правящая династия в России), Дом Монгол и т.д; Вогхондор — «воннӑ хон тӑртӑм», то есть опять же «десять хон родов»; Оногур — «вуннӑ хура» или «десять черных родов»; Хунну — «Хура (в)унну», то есть «Десять черных» (родов); «Гунну» то же самое, что Хунну. Западные историки вместо буквы «Х» пишут «Г», Хунну — Гунну, Оногур вместо (В)Онохур, Болгар — Пӑлхар. Гай и Хай, самоназвание армян, отсюда Хайландуры, болгарские племена В-Н-Н-Т-Р вышедшие из Великой Армении.
Значение слово «Туртӑм (-дым) — род, племя; Туртулӑ (-дулы), родственный, близкий» (Словарь Н.И. Ашмарина, 3, т.XIV, с.166).
Такое же явление наблюдался у потомков хуннов династии Дома Ашина, основателей Тюркского Каганата. У них были, например, союзы «десятистрельных тюрок». Эти союзы разделялись на правые и левые по пять племен. Аттила говорил, что они «Унну», а это то же самое «(в)Уннӑ» на чувашском языке. У Волжских булгар союз назывался «ал» (ал-балкарийа). Чувашское «Ал (алӑ)» это рука, а в каждой руке по пять пальцев, отсюда в «ал» пять племен.
В Великой Армении во втором были гавары Аранрот, Рот-Паян (Рот-Пятсян) и ТРИ в провинции Утик (Ути); Рот-и-Бага (река Баган-рот), Хани, Каган-рот, Арос, Спанда-ран-Перож в провинции Пайтаракан; Чуаш-рот (река Чуашрот), Аханд-рот (река Аганрот) в провинции Васпуракан. (1, с.147). Все эти гавары заселены болгарскими родами, слово «рот» соответствует чувашскому устаревшему слову «Ӑрот», в значении «род». (Словарь Н. И. Ашмарина, 3, т.IV, с.59).
Имеется очень важная информация на карте Великой Армении. Гавары Спандаран-Перож (р.Аганрот) и Вормизд-Перож, вероятно, составляли один союз с гаваром Каганрот. На карте они обозначены, как А С П К. Весьма вероятно, что мать князя Аспаруха была из племени Перож. Слово Перож на чувашском можно читать ПАРУХ, а АС общее название болгарских племен. Кроме того, наименование союза гаваров АСПК, также созвучно имени АСПАРУХ. Кроме того имя другого сына Кубрата — Бат —Баяна, также созвучно названию провинции Пайтакаран (1, с.188).
Марийцы также жили в Великой Армении. «На карте провинции Парскайк Великой Армении имеется гавар Мари (река Мари), западный берег озера Урмия. Возможно, чуваши и марийцы в одно время вышли на западное побережье Каспия, а потом марийцы не задерживаясь на Северном Предкавказье дальше ушли на среднюю Волгу» (1, с.145). То есть марийцы, вероятно, не задержались на Кавказе и раньше чуваш, и примерно уже в IV веке были на берегах Волги. Готы назвали черемисами другой народ, который потом ушел и на его место поселились марийцы и название черемисы закрепилось за ними.
По последним исследованиям марийских ученых в начале племена «мари» поселились в соседстве с «мери» на левобережье р. Оки, позже они на Волгу ниже р.Суры.
Меня всегда приводили в недоумение рассказы эскурсоводов в Национальном музее. Чуваши, дескать, переселившись на нынешнее место, ассимилировали часть аборигенов, финно-угорских племен — «марийцев», и в результате образовались нынешние чуваши. Чушь полная!
«Ученые относят марийцев к группе финно-угорских народов, однако, это не совсем точно. Согласно древним марийским преданиям, этот народ в далекие времена пришел из Древнего Ирана, родины пророка Заратустры, и расселился вдоль Волги, где как раз и смешался с местными финно-угорскими племена (возможно племенами мерян — В. А.), однако сохранил свою самобытность. Эту же версию подтверждает так же и филологи. Как утверждает доктор филологических наук профессор Черных, из 100 марийских слов 35 — финно-угорские, 28 тюркские и индоиранские, а остальные славянского происхождения и других народов.
Тщательно исследовав молитвенные тексты древней марийской религии, профессор Черных пришел к выводу: молитвенные слова марийцев более чем на 50 процентов имеют индоиранское происхождение. Именно в молитвенных текстах и сохранился праязык современных марийцев, не подверженной влиянию народов, с которыми они имели контакты в более поздние периоды». Возможно, отсюда схожесть одежды, облика, музыки, уклада жизни, языка марийцев и чуваш.
Центральным городом гавара Чуашрот являлся Чорс. И сейчас город Чорс на том же месте есть на современной карте Иранского Азербайджана.
В 385 году Албания и Сирия были захвачены племенами гуннов (или степными кочевниками, пришедшие вместе с ними), а 387 году Великая Армения была разделена между Сасанидским Ираном и Римской империей (Византией), а до этого при Аршак II была гражданская война. Вот в те годы, вероятно, Вхандуры и другие болгары вышли из Великой Армении на Северный Кавказ.
Сначала их называли Хайландурами, поселились на побережье Каспия, последний раз их упоминают там в 463 году. Хай или Гай самоназвание армян. Поэтому Хайландуры это армянские «Вхандуры». Потом их хазары и савиры вытясняют на Кубань. Савиры создают «Савирское царство». Вот как это описывает хазарский каган в письме испанскому еврею Хасдаю ибн-Шафруте: «…Когда мои предки были еще малочисленны... Они вели войну за войной со многими народами, которые были могущественнее и сильнее их. С помощью божьей они прогнали их и заняли их страну, а некоторых заставили платить дань до настоящего дня. В стране, которой я живу, жили прежде В-Н-Н-Т-Ры. Наши предки, хазары, воевали с ними. В-Н-Н-Т-Ры были более многочисленны — так многочисленны, как песок у моря, но не могли устоять перед хазарами. Они оставили свою страну и бежали, а те преследовали их, пока не настигли их, до реки по имени «Дуна». До настоящего дня они расположены на реке «Дуна» и поблизости от Кустандины, а хазары заняли их страну до настоящего дня». Исследованиями советского историка М.И. Артамонова доказано, что под именем В-Н-Н-Т-Ров выступали болгарские племена гунно-гундуров, переселившиеся на Дунай после разгрома их в Приазовье» (9, с.228).
Дунайских болгар (В-Н-Н-Т-Р) и Волжских болгар (В-Н-Н-Т-Р) объединяет следующие общие черты: религия зороастризм (характерен для чуваш — анатри), огнепоклонники, отношение к собакам, наличие в языке иранских, армянских, грузинских, осетинских, арабских и других народов Передней Азии, в том числе и мертвых языков, одежда и украшения, похоронные обряды и другие народные обычаи.
Вероятно, во время пребывания в Великой Армении в одежде женщин чуваш-анатри и дунайских, болгар обрела современные формы, в том числе Тухья, Хушпу, Сурпан и украшения. Одежда чувашских женщин не соответствует кочевому образу жизни, и тяжела и собраться быстро в такой одежде нельзя. Такая одежда подходит народам пустыни (сурпан), голова закутывается от песка. Вероятно, болгары Вхандура массово похищали женщин или брали в жены девушек из других народов и они (женщины) принесли с собой свою одежду и обычаи.
Кроме того и название бога «Турӑ» вошло в быт чуваш в те времена. Форма «Тур» отчетливо представлена в гатах Зороастра.
«Тор и его варианты в разных языках (исл. Тор, чув. Тор, норв. Тор и т.д.) представлены в двух значениях: «Бык» и «Гнедой». Совершенно сходная ситуация в Ближнем Востоке: в урартском — thaur, в халдейском — tor, арабском — thaur». По всей вероятности слово Турӑ в чувашский язык вошло от урартского, т.к. Вхандуры располагались на территории бывшего государства Урарту и распространения религии Зороастризма. (1, с.219).
Современные чуваши живут тех же районах, указанные в письме хазарского кагана Иосифа в 960-м году: В-Н-Н-Т-Ры с смешанные с черными болгарами это чуваши-анатри, Савиры — верховые чуваши, вирьялы. Они белые гунны. Салавиюны — болгары с реки Сал и Приазовья (это чуваши Цивильского района (дер. Таганы — г. Таганрог) и реки Юнга, Сувары, часть их ушла в Азербайджан (Пиле-Суварский район, известен с 1311 г.), часть перебралась на правый берег Камы. Арису, темтюзи, берсула составили арских и казанских чуваш, эскэл — чуваши на реке Большой Черемшан (по моему мнению эскэлы живут в чувашских деревнях оканчивающиеся на «-кино», от титула «Эркин» Нушибийской группы Тюркского каганата. А чувашские деревни содержащие в названии слово «Чур», это болгарские деревни, «Чур» титул предводителя племени болгарского рода Дуло, соответствует принцу крови (ше-Шад) у рода тюрков Ашина. А Ашины это отдельная отрасль Хуннов и одновременно потомки Надулу (болгарского рода Дуло (Дулу).
Однако события в 1237–1241 годах, 1361, 1391, 1395 годов вызвали сильное смешение родов в Волжской Булгарии.
Название чувашского народа «чӑваш» произошло от легендарного предка «Чӑ, Чо». Это соответствует и легенде всех тюркских народов об их происхождении от легендарного предка «Со». Буквы «С» и «Ч» в тюркских языках могут чередоваться. Притом легендарный предок жил в пещере на Алтае, в Чуйской долине.
Слово «аш, ас» в названии «чӑваш» означает, что они «асы» (ашы). Асы относятся к арийским племенам. Другие народы название «чӑваш» произносили «чӑ-ас», «чо-аш», «су-ас» (например, марийцы). В чувашском языке между двумя гласными звуками добавляется буква «в» и название народа произноситься как «Чӑваш» (Чуваш — рус.). Другие народы могут это слово произносить как «чу-аш», «чо-аш», «су-ас». Название ас — Сувар (Сӑвар) также произошло от «Со-ар», буквально мужи предка «Со». А буква «В» в названии «Сувар» вошло по общему правилу чувашского языка.
Современные Чуваши (сплав разных болгарских, гуннских (хуннских) народов), они «асский» народ. Болгары — это гунны в Европе, и хунну в Азии. Современные чуваши — это смешение черных (чуваши-анатри (низовые чуваши) и белых хуннов (вирьял — верховые чуваши) и других групп и родов (сувар, барсил, эсегель, часть буртасов) жившие в Волжской Булгарии.
Волжские болгары (булгары) не исчезли, они стали называться по другому, взяли свое древнее название от легендарного предка «Чо-аш» (Чӑваш, Чуваш на русском языке). Это произошло в 1391 году после запрета Тамерланом им называться «болгарами».
Древние историки и другие народы называли их «Болгары», а на своем чувашском языке это звучало как «Пӑлхар» или «Пӑлкар». Тоже самое «Гунну», в монгольских степях и на границе с Китаем они «Хунну», «Гай» и «Хай» (самоназвание армян), отсюда и название болгарских племен «Хайландуры». В топонимах: «Шигали» на чувашском «Шӑхаль», Сугут — «Сӑхӑт» и т.д. То есть буква «Г» и «К» в болгарских словах на русском языке на чувашском (болгарском) языке пишется и звучит как «Х».
Каждый компонент чувашского народа проделал свой конкретный путь. Так как «асы» были очень многочисленными, то их следов можно найти в разных уголках земного шара. Но это не означает, что современные чуваши — Асы побывали во всех этих местах. Там были другие соплеменники чуваш. Часть конкретного отрезка пути болгар (булгар) и их соплеменников, говорящих на одном с ними языке, на Волгу и Каму я показал в книге «Волжские Булгары и Чуваши».
Краевед, Народный академик ЧНАНИ В. А. Александров (Садур).
20.01.17 г. –15.02.17 г.
Литература и источники
1. Александров В.А. (Садур). Волжские Булгары и Чуваши. Чебоксары, «Новое Время», 2016 — 240 с.
2. Ашмарин Н.И. Болгары и Чуваши. Казань. Репринтное издание. Ч., ЧГИГН. 2000 — 42 с.
3. Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. 17 выпусков. Репринтное воспроизведение издания проф. Н.И.Ашмарина. ЧГИ, Чебоксары, 1950.
4. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М. Издательство Айрис-Пресс, 2004. — 556 с.
5. Закиев М.З. Кузьмин-Юманади Я.Д. Волжские Булгары и их потомки, Казань, 1993 — 160 с. (интернет).
6. Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа. 3-е изд., переработанное. Чебоксары. 2003. – 463 с.
7. Ковалевский А.П. Чуваши и булгары по данным Ахмеда ибн-Фадлана. (УЗ ЧНИИ. Вып. ШЧ. Чебоксары. 1954. — 64 с.
8. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Ленинград.1978. — 183 с.
9. Николаев В.В. История предков чувашей ХХХ в. до н.э. – ХМ в.н.э. Хроника событий. Чебоксары. 2005. — 408 с.
10. Сборник статьей. Государственность восточных Булгар IХ – XIII вв. Чебоксары, 2012 — 312 с.
11. Смирнов А.П. Волжские болгары. Труды государственного исторического музея. Выпуск ХIХ. Издание государственного исторического музея. Москва, 1951.
12. Интернет-ресурсы.
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.