Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +0.3 °C
Мухтанчӑкӑн пуш енчӗк.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Сергей Щербаков: Старое чувашское кино — в массы!

Сергей Щербаков21.04.2017 14:1210403 хут пӑхнӑ

Посчастливилось присутствовать на показе чувашского фильма 1930 г. «Священная роща» (Киремет кати) в кинотеатре Сеспель. Впечатления остались очень хорошие. Благодаря магии кино впервые увидел ожившую чувашскую историю! Раньше много видел старых фотографий и в музеях некоторые элементы деревенской культуры. Но это совсем не то!...

Хотелось отметить два момента…

Во-первых, старые образы ожили, появились эмоции и движения. Дышащие жизнью крестьянские дома, яркие массовки, реальные чувашские типажи и характеры… Ничто так не даст возможность окунуться в ту прошлую жизнь, как в кино снятом в то же время! Хотя я и вырос в деревне конца ХХ века, но многие моменты фильма прямо вызывают ностальгическое чувство утраченного чего-то прекрасного и настоящего…

Во-вторых, очень впечатлен качеством постановки. Грамотный сценарий, хотя и в духе соцреализма о классовой борьбе в одной взятой деревне, но по кинематографически точно обрисовывает конфликт и драму, как героев, так и той сложной эпохи. Сколько полутонов в разных типажах, нет повторов и каждый персонаж несет свою идейную нагрузку, дополняя общую картину. А какие светлые лица! Монтаж и музыка очень динамична и эмоционально обогащает фильм. Игра актеров и деревенских жителей для того времени на высоком уровне. Прекрасные мизансцены, многие кадры просто надо фотографировать и выставлять на афишу, настолько они содержательные… Понравилось, как любовно были сняты женщины, они там ведущие персонажи и создают богатую палитру для общего впечатления. Вспоминая многие плоские советские фильмы того времени. Этот фильм выглядит прямо шедевром, но по сюжету мало понятном для других народов России того времени и уж тем более нашим современникам.

Несколько слов о сюжете. В чувашской деревне раскол между односельчанами. Одни вступили в артель и работают сообща, другие ведут единоличное хозяйство. Ярко показана эффективность, радость и дружность коллективного труда и упадничество тех, кто только сам за себя. Хорошо это выражено в сцене, где единоличник косит свою траву, у него ломается коса, которая «с изъяном, но своя» и он с отчаянием бросает работу. А в это время коллектив бодро преодолевает пространства и трудности, а когда у них уводят лошадей, то обращаются в соседний совхоз и им там выделили табун лошадей, еще и трактор обещали…

Основной конфликт строится вокруг срубленного провокаторами дерева-кереметя, из-за чего вспыхивает вражда и гибнет парень-комсомолец. Но правда всплывает и это вновь сплачивает полуразвалившуюся артель. Наверное, эта тема вечна и актуальная и поныне. Нам и сейчас не хватает единства…

Для современного человека вызывает сожаление, что артельцы с энтузиазмом выкорчевывают старое, чувашское и традиционное. Но в действиях комсомольцев не видна неприязнь к своему прошлому (священное дерево они все же сохранили). Они строили новое и прогрессивное общество (вспоминаем «Котлован» Андрея Платонова) и чувствуется, что создатели фильма с уважением относились к своей прежней культуре. Зная, чем это закончилось немного грустно, так как этот порыв пошел на благо государственной индустриализации, которая, высосав из людей все соки, оставила чувашей прозябать на обочине столбовой дороги к социализму.

А вот такой интересный вопрос — а почему в деревне образовали не колхоз, а артель? Конец 20-ых годов ведь время сплошной коллективизации? А артель — это давно устаревшая временная форма кооперации, это типа наших современных рабочих бригад, собрались, вместе поработали со своими инструментами и разбежались. Там и в фильме чуть что и женщины быстро увели лошадей из картели, оставив остальных без необходимой лошадиной силы, что подставило под сомнение всю прежнюю работу. В колхозе меньше демократии и рядовые колхозники должны подчиняться мнению большинства… Что это? Особый путь чувашской демократии и кооперации? Куда цензоры смотрели? Вообще чувашские тексты и творения тех времен надо читать между строк, там так много подтекстов и интересного… Жаль, что современный зритель сейчас мало разбирается в таких деталях и нюансах.

Можно было бы еще по отдельным сценам порассуждать, но подведу итог.

Этот фильм нужно массово тиражировать, других у нас пока нет. Из шести чувашских кинокартин снятых в 1920–30-ые годы сейчас в полном наличии только одна. Говорят, в 37 году все остальные уничтожили и надо искать в Голливуде, так как был их мировой прокат…

«Священная роща» редкая жемчужина найденная в тине мифа о темных и забитых чувашах, которые в свое время творили искусство мирового уровня. Как бы и другие найти и показать себе и миру. Сколько нам открытий приносит чувашская история, которая, к сожалению, до сих пор, в тени истории, и, в первую очередь, нашей косности.

Итак, призываю всех к просмотру, дабы подышать живым воздухом старой чувашской истории!

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Agabazar // 3720.22.7192
2017.04.21 15:29
Agabazar
Кто должен нести историческую ответственность за то, что не всё сохранилось?
Николай // 7486.0.8843
2017.04.23 13:45
Ăçта пăхма пулать вăл кинона
2017.04.23 15:10
Аçтахар Плотников
«Ҫеҫпӗл» кинотеатрта кӑтартнӑ

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем