Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 -4.7 °C
Кахалшӑн ҫӗр кӗске, ӗҫченшӗн кун кӗске.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Сергей Щербаков: Зачем Сталин весной 1918 года предлагал чувашам свою республику?

Сергей Щербаков24.03.2018 11:0214045 хут пӑхнӑ

Процесс становление автономии и государственности чувашского народа в 1917-1925 годах полон загадок и темных пятен. Широкой общественности практически не знакомы чувашские деятели тех времен и произошедшие события, среди научной общественности нет целостной и непротиворечивой исторической картины. Слабо проанализированы внутренние причины и мотивация участников людей, принимавших судьбоносные решения для чувашской нации, так и других народов России.

Одним из таких принципиальных вопросов – это предложение Сталина чувашским левым эсерам в апреле 1918 года Даниилу Эльменю и в мае т.г. Александру Краснову создать Чувашскую Автономную Республику, что называется простым росчерком пера Совнаркома РСФСР, как это было в марте сделано в отношение Татаро-Башкирской Республики. А оба ведущих чувашских деятеля категорически отказались от этого предложения! Почему?

В советское время это трактовалось как их классовая незрелость, антибольшевистская и эсеровская позиция (И.С. Максимов-Кошкинский, Я.К. Павлов в 1950-60-х гг.). В постперестроечное время это трактуется как «отсутствие политической воли, морально-психологическая и интеллектуальная неуверенность» и неспособность оценить перспективность сталинских предложений. Со своей стороны, после ознакомления с имеющимся массивом архивной информации и литературы по этому вопросу, считаю, что причина не в партийных предпочтениях или нехватки ума отдельных людей, а нечто в ином...

Полагаю, что дело тут в точной и продуманной дипломатической «просоветской» риторике, которая в начале 1918 года была выработана Дмитрием Петровым-Юманом. В частности, он соединил прежнюю «лукавую» фразеологию Чувашского национального общества 1917 года о недостаточности среди народов Поволжья интеллектуальных сил для национально-территориальных автономий в регионе с тезисом о полупролетарском характере чувашской нации. Риторика Юмана получила массовую поддержку среди чувашского движения, особенно в ее просоветской части, при этом эффективно вынуждая большевистское правительство считаться с особенностями народов Поволжья. Именно она отвечала национальным интересам чувашского народа в то временя, а также в перспективе дала возможность добиться равноправия со всеми народами России.

Проще говоря – если бы Эльмень и Краснов «клюнули» бы на «вкусный сыр», то быстро бы потеряли все прежние достижения не только чувашского движения предшествующего времени, но и всех народов Поволжья и Приуралья. Более того – началась бы масштабная и кровавая гражданская война между своими же.

Сегодня, также приведу аргументы в пользу того, что чувашские, татарские и марийские деятели, отодвинув вопрос о создании автономных республик в Поволжье на 1920 год, получили возможность укрепить свои политические позиции. Без этого никто бы из них свою автономность и государственность длительное время не удержали бы.

Итак, в ходе сегодняшней встречи Исторического клуба будут подняты следующие вопросы:

  • обсуждены воспоминания по вопросу сталинского предложения весной 1918 года Максимова-Кошкинского, Эльменя, Краснова и Коричева.
  • на основе архивных документов разберемся, почему Эльмень и Краснов принципиально отказались от предложения Наркомнаца РСФСР создать весной 1918 года Чувашскую Республику
  • выдвинем версию о том, как могли бы развиваться дальнейшие события, если бы Эльмень и Краснов согласились на предложение Сталина
  • проанализируем, почему позиция о совместной интернациональной Поволжской областной автономии вплоть до 1930-х годов создала почву для фундамента долговременного существования Чувашской, Татарской и Марийской АССР до наших времен.

 

Далее в аудиофайле:

Приложения

Прямые ссылки на приложения (если не просматриваются):

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Тимĕр Акташ // 1867.28.8280
2018.03.25 12:25
Чувашская Республика, действительно, и субъект, но и объект Российской Федерации. Потерять свою идентичность, действительно, может, как и все остальные республики РФ, если их "укрупнят", "сольют" и ликвидируют, как хотят известный "сын юриста" и прочие персонажи политической сцены России, выражающие намерения и планы Кремля. Чувашская Республика, как и все республики РФ, действительно, может и должна выражать своё мнение. Но члены партии власти - Глава ЧР и депутаты нашего парламента - Госсовета ЧР примут любое решение по "ценному указанию" из Москвы. Значит, вся надежда на наше Гражданское общество, которое формируется. Для этого нужны конкретные организационные формы, общественные объединения - субъекты решений и действий. Но есть ли они в ЧР? Если нет, то, значит, их нужно организовать.
Agabazar // 6565.4.2224
2018.03.25 19:32
Agabazar
По идее, частью такого гражданского общества должен быть Чувашский национальный конгресс, а также чувашские культурно-национальные автономии в разных регионах России. Но...
Ялтан // 9259.3.8429
2018.03.27 18:05
Должен влиять но не может,по одной простой причне.Причина в том что наши историки до сих пор боятся сказать правду о "вхожднии чуваш в состав Московского госудаства". Трусят. По сути чуваши обещались только помочь сменить хана в Казании,а не просились в Московию.(России еще не было) Они были обмануты, а обещания были нарушены.Вот о чем надо писать и с этого следует начинать диалог с Москвой. Щербаков если он настоящий историк должен об этом открыто написать.
2018.03.28 05:51
Сергей Щербаков
Ялтан, о договорах в 1546-1551 гг. я пишу и выступаю много и не первый год. Здесь действительно надо пересмотреть источники и сделать обновленную объективную историческую оценку.
А нынешние "официальные" историки не трусят - не боятся же повторять очевидные исторические несостыковки. Я бы сказал - у них пренебрежительное отношение к науке и обществу...
Они, думаю во-первых, большие конформисты. И, во-вторых, не могут "перестроить" мышление по требованиям современного мира. Вот и радуются понятиям 19 века...
Кстати, В.Д.Димитриев был не такой, более прогрессивный, но на уровне советского классового подхода века 20-го.
Было видно, что в последние годы он хотел меняться и у него это получалось. Жаль, что он сейчас не с нами...
Ялтан // 9259.3.8429
2018.03.29 05:52
Один из современных "историков" пытался взять его в оборот и использовать его в своих корыстных целях. Не было надежной опоры в его последние годы. Видно было что он сильно разочаровался в своих "учениках",которые честно говоря его и не стоили. Слышал что они его "кинули" и он постоянно стал говорит "дайте мне умереть спокойно".Раньше ведь как было,будущих докторов наук истории "подсылали" партийные и спецорганы. Главное было не знания и не талант,а их "благонадежность". В итоге мы практически остались без настоящих истриков.
Agabazar // 4194.74.7206
2018.03.29 08:29
Agabazar
По 1551 году. В.Д.Димитриев любил указывать на факт подписания жалованной грамоты с золотой печатью.

Где эта печать ныне? Где жалованная грамота? Где хранится? Где хранится московский экземпляр? Где хранится чувашский экземпляр?

(Где деньги, Зин?©)

Помните такого деятеля, Николая Васильевича Фёдорова? Не любил он указанную годовщину "присоединения" вспоминать. Но не потому, что ему были дороги честь и достоинство чувашей. Отнюдь.

Он считал себя большим юристом, на самом деле был и остался таковым. Понимал, что если нет сохранённых юридических документов, то всё остальное — чепуха. С исторической стороны сколько угодно обо всём можете доказывать направо и налево, но с юридической стороны всё ничтожно. Николай Васильевич не хотел связываться с юридически ничтожными вещами. Ибо полагал, что это вредит его авторитету как крутого юриста. О себе любимом он тут думал прежде всего. В тот момент, во всяком случае.

Да и не живём мы нынче по законам 16-го века.
Agabazar // 3676.48.5457
2018.03.29 14:45
Agabazar
Ялтан // 9259.3.8429
2018-03-29 05:52 ....остались без настоящих историков.
==================================================
Сергей Щербаков, автор обсуждемой публикации, — настоящий историк.
Не сомневайся в этом.
Ялтан // 9259.3.8429
2018.03.30 13:08
Историка с большой буквы нет у чуваш сегодня. Нет.Да и филологов настоящих нет. Зачем все это народу в отношении которого уже 500 лет ведется политика насильственной руссификации.
Agabazar // 4899.5.5812
2018.03.30 16:57
Agabazar
Господин Ялтан, может быть, твой пафос и справедлив, но докажи, что имеешь право на такие суждения.

Что ты знаешь о состоянии исторической науки в нашей республике? Что знаешь? Поимённо можешь назвать всех историков Чувашии? Не можешь? Тогда молчи в тряпочку!

Читаешь ли ты регулярно "Чувашский гуманитарный вестник" хотя бы? Кто там публикуется?

А как выглядит вузовская историческая наука, об этом имеешь хоть какое-то представление?

Какую зарплату получают историки Чувашии? Есть ли у них источники иных доходов?
Распространяются ли их труды в других регионах с коренным чувашским населением, например, в Закамье?

Заранее знаю, ты об этих вещах понятия не имеешь.

И вообще: на кой дребедень тебе нужны "чувашские историки "? Что ты с ними собираешься делать?
Ялтан // 9259.3.8429
2018.03.30 18:33
Скажем хотелось бы прочесть фундаментальный труд по истории чувашского народа 15 -первой половины 16 века. Такого труда до сих пор нет. Строящих из себя историков много ,а пока из современников кроме Щербакова к числу истриков и причислить некого. Раньше были Дмитриев В.Д , Каховский В.Ф,Денисов.Большие надежды были на Таймасова,но он по каким то причинам не стал "развивать в себе чувашского историка ". Вобщем то почти всех назвал,кого можно было бы считать настоящим историком.(возможно кого то и пропустил) Вузовская "историческая наука"! в те времена когода я учился назывался как предмет ДВСОР (особенности региона).Так на этом уровне и остался или даже опустился на много пунктов. Чувашский гуманитарный вестник как был на уровне Народных академиков-краеведов так и остался там.

Страницӑсем: 1, [2], 3

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем