Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 -4.7 °C
Пӑчӑрӑн пырши тухсан та виҫӗ кун пурнасшӑн.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Сергей Щербаков: Зачем Сталин весной 1918 года предлагал чувашам свою республику?

Сергей Щербаков24.03.2018 11:0214047 хут пӑхнӑ

Процесс становление автономии и государственности чувашского народа в 1917-1925 годах полон загадок и темных пятен. Широкой общественности практически не знакомы чувашские деятели тех времен и произошедшие события, среди научной общественности нет целостной и непротиворечивой исторической картины. Слабо проанализированы внутренние причины и мотивация участников людей, принимавших судьбоносные решения для чувашской нации, так и других народов России.

Одним из таких принципиальных вопросов – это предложение Сталина чувашским левым эсерам в апреле 1918 года Даниилу Эльменю и в мае т.г. Александру Краснову создать Чувашскую Автономную Республику, что называется простым росчерком пера Совнаркома РСФСР, как это было в марте сделано в отношение Татаро-Башкирской Республики. А оба ведущих чувашских деятеля категорически отказались от этого предложения! Почему?

В советское время это трактовалось как их классовая незрелость, антибольшевистская и эсеровская позиция (И.С. Максимов-Кошкинский, Я.К. Павлов в 1950-60-х гг.). В постперестроечное время это трактуется как «отсутствие политической воли, морально-психологическая и интеллектуальная неуверенность» и неспособность оценить перспективность сталинских предложений. Со своей стороны, после ознакомления с имеющимся массивом архивной информации и литературы по этому вопросу, считаю, что причина не в партийных предпочтениях или нехватки ума отдельных людей, а нечто в ином...

Полагаю, что дело тут в точной и продуманной дипломатической «просоветской» риторике, которая в начале 1918 года была выработана Дмитрием Петровым-Юманом. В частности, он соединил прежнюю «лукавую» фразеологию Чувашского национального общества 1917 года о недостаточности среди народов Поволжья интеллектуальных сил для национально-территориальных автономий в регионе с тезисом о полупролетарском характере чувашской нации. Риторика Юмана получила массовую поддержку среди чувашского движения, особенно в ее просоветской части, при этом эффективно вынуждая большевистское правительство считаться с особенностями народов Поволжья. Именно она отвечала национальным интересам чувашского народа в то временя, а также в перспективе дала возможность добиться равноправия со всеми народами России.

Проще говоря – если бы Эльмень и Краснов «клюнули» бы на «вкусный сыр», то быстро бы потеряли все прежние достижения не только чувашского движения предшествующего времени, но и всех народов Поволжья и Приуралья. Более того – началась бы масштабная и кровавая гражданская война между своими же.

Сегодня, также приведу аргументы в пользу того, что чувашские, татарские и марийские деятели, отодвинув вопрос о создании автономных республик в Поволжье на 1920 год, получили возможность укрепить свои политические позиции. Без этого никто бы из них свою автономность и государственность длительное время не удержали бы.

Итак, в ходе сегодняшней встречи Исторического клуба будут подняты следующие вопросы:

  • обсуждены воспоминания по вопросу сталинского предложения весной 1918 года Максимова-Кошкинского, Эльменя, Краснова и Коричева.
  • на основе архивных документов разберемся, почему Эльмень и Краснов принципиально отказались от предложения Наркомнаца РСФСР создать весной 1918 года Чувашскую Республику
  • выдвинем версию о том, как могли бы развиваться дальнейшие события, если бы Эльмень и Краснов согласились на предложение Сталина
  • проанализируем, почему позиция о совместной интернациональной Поволжской областной автономии вплоть до 1930-х годов создала почву для фундамента долговременного существования Чувашской, Татарской и Марийской АССР до наших времен.

 

Далее в аудиофайле:

Приложения

Прямые ссылки на приложения (если не просматриваются):

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Ялтан // 9259.3.8429
2018.03.24 14:21
Все идет к тому что национальные республики вынуждены будут идти на составлении "Договора о разграничении полномочий" так как это сделал Татарстан.
Хамар ял // 1867.28.8280
2018.03.24 17:47
Татарстану такой Договор о разграничении полномочий московский Кремль не продлил, насколько нам известно по информации с сайта "Idel.Реалии". Действующая вертикаль власти задавила республики РФ. Нам всем вместе надо отстаивать свои интересы и в перспективе от агрессивных предложений лидера ЛДПР и ему подобных "государственников" об "укрупнениях", "слияниях" и возможной ликвидации республик РФ.
Agabazar // 4320.1.2243
2018.03.24 17:56
Agabazar
Борьба чувашских и казанских чувашей? Что за бред?
Цильнинские чуваши (то есть те, что южнее Шемурши, но севернее Большого Нагаткина) и присвияжские чуваши "не захотели" и поэтому остались за пределами Чувашской автономии? Что за бред?

Спросите М. Юхма, он вам всё расскажет. Никто ни у кого никаких хотелок не спрашивал. И это — правильно. Такие вопросы подобным способом ("кому чего хочется") не решаются. Ибо всегда приводит к тупику
2018.03.25 09:17
Сергей Щербаков
Агабазар не может без хамства - это плохо для чувашского дела!...
Насчет борьбы между чувашами видно, что он невнимательно слушал - в лекции шла речь не о борьбе между регионами, а о классовой. Тут рубеж проходит не только среди двух людей, но и в внутри самого человека. Читайте "Тихий Дон" к примеру...
В своих утверждениях, что часть симбирских чувашей попалась под агитацию своих симбирских патриотов, опирался на архивные документы и знание контекста событий. Так что Юхму вежливо выслушаю, но буду стремиться к объективной истине.

Ялтану и Хамарялу: Чувашская Республика - субъект, а не объект влияния Российской Федерации. То есть может и должна выражать свое мнение. Будет идти по общему течению, то потеряет собственную идентичность...
Agabazar // 1673.2.7908
2018.03.25 10:50
Agabazar
Во во времена советской власти была такая категория людей — старые большевики.
Один из них — Яснопольский. Не помню имени-отчества. Читал его воспоминания. Однажды они ездили вместе с первым лицом Чувашии С. Петровым на территорию нынешнего Яльчикского района вот по какому поводу. Взбунтовалась татарская деревня Ишмурзино-Суринск (Сăрьел — Сориле). Им захотелось, чтобы их перевели в Татарскую АССР. И вот там первое лицо Чувашии занимается, так сказать, уговорами тамошних татар. Как уверяет Яснопольский, Сергей Петров великолепно владел татарским языком. И это ему помогло стабилизировать обстановку. Вот вам и вся "классовая борьба". Подобную "классовую борьбу" мы немало повидали и в новейшее время. Слава богу, в основном только по телевизору. Но среди нас есть и очевидцы тех событий.
Эта деревня существует и поныне. В Яльчикском районе. Все люди там, как и прежде, поголовно владеют и чувашским языком. Милейшие люди.
Agabazar // 1673.2.7908
2018.03.25 11:18
Agabazar
Ну что хочет сказать автор? О том, будто бы некоторые чуваши как огня боялись Чувашской автономии? С какой стати? Этого не могло быть, потому что не могло быть никогда.
Установление границ могло произойти только волевым способом из-за чересполосицы и других факторов. И именно так оно и было сделано. Люди просто были поставлены перед фактом.
М.Юхма можно и не выслушивать. Просто почитайте его газету "Вучах", выходившую в конце 20-го века. Надеюсь, её номера пока ещё не отправили в спецхран.

Страницӑсем: 1, 2, [3]

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем