Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +0.3 °C
Мӗн акнӑ, ҫав шӑтать.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Николай Алексеев: Виталий Станьял: «Ничто не происходит случайно ...»

Николай Алексеев19.12.2019 15:1118990 хут пӑхнӑУлӑштар Кӑларса пӑрах

Читатель нашего сайта, бывший член университетского литературного объединения «Ҫилҫунат» (Ветрокрылый) Николай Алексеев, сам уже пенсионер и сельский старейшина, посетил накануне юбилея своего учителя, председателя Центрального совета чувашских старейшин Виталия Станьяла. Свою беседу с ним оформил в виде диалога о времени и о себе — о радостях и горестях, об удаче и трудностях, о славе и забвении, которые встречаются в жизни каждого из нас.

 

Виталий Петрович, вы стоите на пороге восьмидесятилетия. Чему радуетесь и о чем сожалеете?

— Как ни странно, у меня никаких сожалений и претензий к жизни нет. Жил так, как велела крестьянская мораль, как считалось нужным и как мог. У меня в судьбе нет упущенных счастий. Люди моего поколения, дети Отечественной войны, почти все испытали одну и ту же тяжесть и тягу к жизни, к учебе, к труду и хранили верность памяти своих погибших на фронтах отцов, братьев, дядей.

В разное время бравшие у меня интервью сильзюнатцы Петр Ҫӑлкуҫ, Людмила Сачкова, Анна Давыдова, Олег Прокопьев тоже спрашивали о моих радостях и горестях. Смотрел, говоришь, нашу беседу с Александром Магариным по Национальному телевидению? Скажу еще раз: я радость и счастье находил в учениках и студентах, в педагогических, краеведческих, научных, журналистских поисках. Сколько препон, враждебного отношения встречал на этом пути (их было немало), тем с большим рвением продолжал свое дело.

Судите: за изучение жизни и творчества Дмитрия Юмана выгнали с университетской работы, рукописи отняли, запретили печататься. Сочинения Юмана издал через 25 лет и подарил делегатам Чувашского конгресса. Для читателя это незаметно, но в моей груди от такого поступка — радость как от фронтового подвига. Тем более, прежние советские ярые хулители Юмана потом чистились долго, стараясь задним числом показать себя честными исследователями репрессированных Юмана, Алюнова, Милли, Никольского и других лидеров национального движения.

Изрядно трясли революционеров, и меня тоже за изучение их творчества. Все же понимал, что трясут не тополь, а плодоносные яблоню и лещину, ломают не осину, а черемуху. Фактически, трижды меня выкинули с работы не за нарушения, а «потому, что шагаешь не в ногу с нами», как объяснил на отчете отдела директор исследовательского института, бывший горе-сильзюнатовец.

— Знаем, что вас за Яковлевское общество, за Союз чувашских краеведов, Чувашскую академию наук и искусств, Совет старейшин и Чувашский национальный конгресс тоже трясли и ломали. Так стоило ли так много энергии тратить на общественную работу? Как думается сейчас, на исходе лет?

— Всегда и в любом новом деле найдутся противники. Эти общественные организации мешали ли государству и народу? Никак нет. Недалекие чиновники не могли понять чаяния масс и верноподданнически пыжились перед мафиозной властью. Но объединения существуют и действуют. Наверное, кому-то в чем-то они оказывают пользу — об этом скажут потом, когда придет их закат. Ничто не вечно в мире. Но ничто не происходит случайно.

Стоило ли жертвовать своим благополучием ради народного дела? Таких мыслей и сомнений у меня никогда не было. Всегда хотел творить нужное для людей моего положения. Я рос на примерах корчагиных, молодогвардейцев, Бонивура, Юмана, Сеспеля, Петёфи... Хотя мои ровесники росли на улице, вокруг нас не было воров, жуликов, дезертиров, а были учителя — дворянка-народница Любовь Половинская, всю жизнь отдавшая нашему темному краю, и воспитанники И.Я.Яковлева Александра Александрова и Тимофей Малышев, любящие многострадальные матери. Они вложили в нас душу и праведную мораль.

Все-таки считаю, что выполняя волю честной интеллигенции, выбравшей меня в 1982 году руководителем Народного Хурала, председателем Совета старейшин, совершил знаковый поступок, жертвуя защитой докторской диссертации. Меня раздражало, что началась продажа ученых степеней. Не хотелось признавать научными деятелями компилятивных докторов, деньгами и взятками получивших дипломы ради славы и власти. От таких «шултра ученых» в чувашской гуманитаристике в последнее время произошло немало жертв, крушений и трагедий. Уму непостижимо — как именно чувашские филологи выступают против родного языка и литературы, подбивают на это учителей?! Рубят сук, на котором сами хлеб едят, и на этой пакости карьеру еще делают!

В противовес их насилию и возникла общественная Чувашская народная академия. Ее статус необходимо поднимать до общероссийского стабильного уровня. За ней серьезная будущность, только не надо упускать создавшуюся возможность.

— Раз разговор зашел о науке, пожалуйста, кратко изложите свое видение древней истории нашего народа. Моих друзей этот вопрос не перестает интересовать.

— Посмотрите на эту полку — здесь книги по доисторической истории народов и наших предков: Месопотамия, Иран, Бактрия... Дандамаев, Гумилев, Сарианиди... Когда работал со студентами, в этих исследованиях рылся много раз. Тогда мы живо интересовались историей родного народа.

Изучая наследие нашей этнорелигии, а также ритуалы чувашской свадьбы, по следам конкретных фактов пришел к воротам хурритов, угаритов, парсов, а потом нашел подтверждение тех следов в лингвистических данных, в топонимии, в письменных источниках древних мыслителей. Никто не переубедит меня, что у моего древнего народа нет следов на закавказском Армянском плоскогорье. Свои взгляды по мере возможности я излагал в лекциях перед студентами университетов, в статьях и учебниках для средних и высших школ.

Следы центральноазиатские, среднеазиатские, причерноморские и поволжские изучены неплохо, и основные выводы ученых не вызывают сомнения. Спорные моменты этногенеза, конечно, имеются. Иногда появляются провокационные учения. Например, без толку спорят по волжским булгарам татарские, башкирские и чувашские любители истории.

Зуфар Михтахов в научном издании «Курс лекций по истории татарского народа» (Казань, 1998) и, наверное, в многотомной истории татарского народа тоже (мне ее читать не довелось) происхождение болгар и значение слова «болгар», пути движения этносов объясняют совсем не так, как чувашские ученые. И никто до сих пор из наших историков не может вступить с ним в научный диалог, потому что специалистов по древней истории этносов у нас нет. К удивлению, некоторые вслед за татарскими вольными глашатаями лепечут несуразные для нашего умозрения утверждения. Ссылаюсь на пример приписки чувашам религии тенгриханства. Никогда и нигде, при внимательном поиске, не нашел даже мелкого упоминания о чувашском Тенгри. Любительские книги об этой религии, это сразу видно, искусственно составлены на перелицевании чувашской этнорелигии. Если только казанских татар признать за омусульманившихся чуваш и Тора переименовать в Тенгри, то чувашским исследователям можно что-то писать о древней религии татаро-чуваш.

Споры по этногенезу наций скоро утихнут, потому что теперь через интернет доступны любые сведения по любому вопросу, и можно составить наиболее достоверную историю всех народов мира.

Я радуюсь и удивляюсь, что наши краеведы не хуже штатных историков разбираются в «Записках» Ибн Фадлана, истории Волжской Булгарии, болгаро-чувашских взаимоотношениях.

— Назовите, пожалуйста, пару достойных книг...

— Вот книги инженера-краеведа из Янтиковского района Чувашии Василия Александрова (Садур) «Волжские булгары и чуваши: гипотезы, теории, исследования» (2016) и учителя из Дрожжановского района Татарстана Валентина Макарова «По следам болгар, сувар и чувашей: историко-этнографический обзор» (2013). Называю эти книги не оттого, что мне приходилось писать к ним предисловия, а оттого, что они научно выверенные, толковые и несут в себе новые мысли и наблюдения. Недаром школьные историки их используют как весьма удобные учебные пособия.

Тему Великой Болгарии и Волжской Булгарии вот уже несколько лет неутомимо пропагандирует в своих многочисленных популяризаторских сборниках ульяновский скульптор, член Международной академии Болгарознания, инновации и культуры (МАБИК) Николай Кондрашкин. Советую просмотреть его книги «Свет из глубины веков», «Сила духа», «Краткий словарь булгарских терминов», «Явление Кубрата народу».

Разнокалиберным книгам краеведов я уже счет потерял. Но их учет и оценка тщательно ведутся. В Национальной библиотеке Чувашии бессменный заместитель председателя Союза краеведов Галина Соловьева и ученый секретарь Ольга Тимофеева регулярно организуют выставки новинок краеведения и обсуждение наиболее значительных работ. Сейчас для нас важными являются выпуски районных энциклопедий и работа над отраслевыми справочниками. Успех местных краеведов-энтузиастов колоссальный. Как не радоваться!

— Конечно, радость не гадость. Но скажите, к какому общему итогу вы пришли сейчас, что было важным в вашей личной жизни?

— Мне всегда важно было держаться и жить, преодолевать трудности, искать смысл бытия. В молодости боялся преждевременной смертью состарить маму. Я видел, как она на глазах теряла жизненную силу после трагедий с моими старшими братьями.

Прошел я, считаю, нормальный трудовой путь — учителем, исследователем литературы и культуры, журналистом. Сложив все годы и почасовые вузовские работы, у меня получилось до пенсии 55 лет педагогического стажа. Никто не говорил, что я плохой учитель, плохой газетчик. Вот это трудовой итог. Остальное тоже в норме — с женой собственноручно домик поставили, колодец рыли, деревья мои со мной же постарели, с внуками новые посадили.

— И стихи писали. Читатели не раз отмечали, что ваша лирика запоминается, что вы хороший поэт. Что для вас поэзия?

— Стихов как раз мало писал. По газетным материалам принимали меры в разных инстанциях. Школьные учебники работают более четверти века. Но они, как снаряды, достигнув цели, исчезают. А стихи — наоборот.

Стихов творение для меня было только хобби, отвлечением от горестных раздумий или времяпровождением в часы ожиданий и вынужденного безделья. Никогда себя не считал писателем, тем более когда рукописи поэмы и романа сгорели при пожаре родного дома, когда не приняли (предполагалось принять по критике и публицистике) в Союз пишущих при рекомендациях народных писателей.

Стиховедение много лет преподавал по курсу теории литературоведения. Поэзия всегда была со мной. Боевое студенческое литобъединение «Сильзюнат» — светлая радость, оправдавшая мои многие желания и переживания. Подобное явление едва ли еще раз повторится. Как думаешь, на базаре много молодых романтиков? Сейчас начался старческий графоманский базар около литературы.

— Нашу беседу думаю предложить Чувашскому сайту. Он вас часто публикует, в этом году поздравил с присвоением звания почетного гражданина родной деревни Малый Сундырь и знаменитого села Сеспель. Это ведь тоже радость, не так ли?

— Конечно, это не выговор и не наглый выгон с работы. Мне, старику, такое внимание должно быть равноценно бальзаму на сердце. Пусть мое благословение ниспошлет на славных сельчан много добрых дней и вечного процветания их (теперь и моих) знаменитых деревень.

Но когда годами моложе был, не одобрял подобные почести. Отказывался от «почетного защитника» села Слакбаш, от почетных грамот и медалей. Было время, когда целинные и ветеранские медали сам оформлял и награждал коллег. Но времена меняются, теперь человека ценят по количеству дипломов и званий, за выкупленные медали и ордена на шее, на груди, с лентой, с набедренной повязкой...

Совет чувашских старейшин не сторонник продажи ни государственных, ни общественных наград. Каждого честного труженика нужно чествовать в семье, в коллективе, на селе, в районе. Мера хвалы должна соответствовать статусу награды и быть достойной уважения в людях.

Молодым людям эпохи американской глобализации это, наверное, не по нраву, они скажут, что старики остались в другом мире и их язык, их обычаи и нравственные устои уже не нужны. Я с ними не соглашусь. В уважении старых и малых с матерями, в бережении здравого и умного наследия была и всегда будет основа развития человеческого общества и всей цивилизации.

— А все-таки, какая судьба ожидает чувашский язык?

— Трудная. Но он не исчезнет. Сохранившись через тысячелетия, много раз изменяясь и обогащаясь, и сейчас он жив и здоров. Не поддается своим грызунам-языковедам, министерским и школьным чиновникам. Другие народы и исследователи мира к нам и нашему языку относятся с уважением, доброжелательно. Нас накроют не русские. Русский язык сам перед угрозой поглощения английским языком.

Не сомневайтесь: чувашский язык и наши узоры сохранятся до конца мироздания.

 

Беседовал Николай Алексеев. Использовано фото телерадиокомпании «Чӑваш Ен»

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Agabazar // 5988.7.3722
2020.01.07 23:42
Agabazar
Талпиçен, эс ăçтан пĕлен çав комментарисем хыçĕнче камсем тăнине?
2020.01.08 17:02
Наш официоз текен статьяна комментарисем çырма çук, çавăнпа та кунта çыратăп. Енчсен те эсир чăваш чĕлхишĕн çунатăр, мĕншĕн вырăсла çыратăр? Тата кам? Акапасар? Талписен? Эсир чăваш мар, эсир вăртăн вăрăсем, чăваш хăйĕн ятне пытармасть!
Атнер // 2830.00.2156
2020.01.08 20:58
Аскольд тете.Тархасшӑн,ан тӗкӗн Талпиҫене.Ун ҫулне ҫитсе ҫавӑн чухлӗ терт курса хамӑрӑн та тайӑлма пуҫлас марччӗ тесе Киреметсене пуҫ ҫап.
Agabazar // 2418.06.8664
2020.01.09 09:24
Agabazar
Ăхă, лайăххипе тата лайăхраххи пуплеççĕ тит иккен-ха кунта пĕр-пĕринпе.
Пулкар // 1369.77.1047
2020.01.11 09:19
Кукша валли. Вӑта С(ӑ)вар мар. Вӗтӗ С(ӑ)вар= Пӗчӗк С(ӑ)вар=Чбаксар (русская транслитерация)=Чебоксары. Вырӑссем мӗнле илтеҫҫӗ ҫапла ҫыраҫҫӗ ( транслитерация). Тӗслӗхрен: Йӗкӗрвар = Игорвар; свар, сувар, суас=чуваш. Ҫапла чӑваш ячӗсене пӑсса яраҫҫӗ. Нимте ӑнланмалла та мар тӑваҫҫӗ. "Пӗчӗк Сӑвара"- та вырӑссем "чбаксар" туса янӑ. Вырӑса хӑвӑрт - хӑвӑрт темиҫе хут кала "Пӗчӗк С(ӑ)вар" тесе, вӑл сана "чбаксар" тесе калать. Каласа пӑх ҫак тӗслӗхе.
Катя // 6039.6.1413
2020.02.04 19:23
Катя
Однозначно все что с нами происходит не случайность! Что встречается у нас на пути для чего-то нужно, не зря же я нашла игры в интернете на которых могу зарабатывать, не случайно же увидела казино с выплатой на вебмани где есть возможность выводить деньги в любой валюте, в общем все удобства и развлечься, и деньги получить!
Agabazar // 3117.91.3675
2020.02.04 20:36
Agabazar
Пулкар, аспуккине вĕрен.

Аспуккине пĕлетне? Пĕр чĕл çăкăр çиетне?
Agabazar // 3117.91.3675
2020.02.04 20:36
Agabazar
Пулкар, аспуккине вĕрен.

Аспуккине пĕлетне? Пĕр чĕл çăкăр çиетне?
Evgeny // 1215.29.0355
2020.02.05 11:57
чувашскому народу надо пройти путь Моисея со своим народом, чтобы осознать кто мы такие.
Agabazar // 2837.2.0753
2020.02.06 20:53
Agabazar
<<Чувашский народ>> пулса çав Муççа çулне утса тух-ха эппин.

Страницӑсем: 1, 2, 3, 4, 5, 6

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем