Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +0.3 °C
Тумлам шыв та тинӗсе пулӑш.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Валерий Николаев: В трех соснах – да столько дров!

Валерий Николаев16.08.2024 20:578895 хут пӑхнӑУлӑштар Кӑларса пӑрах

Интернет-газета «Бизнес Online – Новости Казани» на днях опубликовала статью татарского историка Искандера Измайлова «Круче, чем у неудачников-татар: опасное мифотворчество в 150 километрах от Казани», которая вызвала определенный резонанс в Чувашии.

В преамбуле публикации, предельно обостряя тему, обозначено, что строители туристического комплекса «Новый Сувар» в селе Хузангаево «претендуют на фундаментальную часть культурно-исторического наследия татар, а именно – на булгарскую мусульманскую культуру. Они стремятся ее разрушить или раздробить». Вот так – не много, и не мало. Интересно, в чем это выражается?

Пожалуй, вначале в двух словах следует разъяснить, что комплекс «Новый Сувар», как и многие сельскохозяйственные объекты, возведенные недавно в с. Хузангаево Алькеевском муниципальном районе, выросли не по щучьему велению, а благодаря многомиллионным частным инвестициям. Читатели, кажется, об этом наслышаны благодаря ежегодным фольклорным праздникам «Уяв», которые, как пишет пресса, «проходят на космическом уровне».

Свое пребывание на «Алькеевской земле» автор начинает как бы лирично, называя окрестности «чудным новом миром». Легкая ирония автора (см. заголовок, где татары названы неудачниками) плавно переходит в сарказм: «Назвать Аттилу патшой – это сильное искажение реалий прошлого»… И тут же срывается на тривиальную брань: «дикая смесь дилетантизма», «общая безграмотность», «претенциозная глупая чушь» и т.д.

Что называется, придрался он к столбу (стеле) и столько слов наговорил. Оказывается, иранский титул «патша» чуваши заимствовали у татар в Х1Х веке. Открываем словари (этимологические) М. Федотова, В. Егорова, а также толковый словарь Н. Ашмарина, и читаем, что персидское слово со значением «монарх, царь, государь, король» присутствует в уйгурском, казахском, турецком и многих других тюркских языках. Интересно, все они были заимствованы через татарский язык?

К сожалению, у нас любая дискуссия, в т.ч. научная, слишком быстро переходит в политику. Статья Искандера Измайлова – не исключение: «Но если вдуматься в текст надписи, то за всей ее общей безграмотностью декларируется простой и четкий посыл, что современные чуваши – это сувары… Это политическая декларация, которая идет вразрез политикой самой Республики Чувашия. Здесь авторы текста продекламируют изменение всей системы этнонимии современных народов». Не знаю, как у вас, но у меня вянут уши, слушая подобную политическую трескотню, перед нами будто не степенный ученый, а краснобай митинговый. Вот во что обернулась выцветшая надпись на одиноком столбе, стоящем в поле среди «хилых посадок».

Надо отметить, что туристический комплекс «Новый Сувар» еще предстоит достроить. Здесь, кроме модели булгарской крепости имеется уголок первобытной деревни, православная часовня, ипподром, зоопарк, оздоровительные комплексы, искусственные озера с пляжами и т.д.

– Думается, автор не сумел досконально разобраться во всех вопросах и не совсем объективно подходит к фактам, – комментирует вышеназванную публикацию кандидат культурологии, автор нескольких монографий и словарей В.Н. Алмантай. – Автор занял весьма агрессивную позицию и вступать с ним в дискуссию не хочется. Так в Чувашии говорят многие – и ученые, и деятели культуры. Читателю в качестве аргументов по теме исторического наследия народов Поволжья мог бы рекомендовать различную литературу, в частности, свою книгу «Кремль «Сувар» и парк культуры «100 лет СССР» в честь дружбы народов», которая вышла из печати одновременно со статьей Искандера Измайлова.

Странным кажется тот факт, что идею создания туристического комплекса «Новый Сувар» одобряют власти Татарстана и Чувашии, благожелательные отзывы о проекте оставили депутаты Государственной думы РФ, побывавшие здесь. Но автор публикации не увидел в создании уникального объекта ничего положительного. Даже вину за отсутствие мощеной дороги к деревенскому памятнику погибшим в Великой Отечественной войне он перекладывает на строителей туркомплекса.

Ради справедливости следует отметить, что в надписях на стеле, о чем много и горячо пишет Искандер Измайлов, возможно, имеются недостатки и неубедительная трактовка исторических фактов, но ничего не мешает пересмотреть их и обновить…

К сожалению, во многих случаях автор умышленно искажает факты. В частности, если говорить об объектах зороастризма, следует подчеркнуть, что это – познавательные объекты, а не культовые, никто не собирается проводить там богослужения и религиозные обряды. Автор статьи об этом прекрасно осведомлен, но почему-то решил ввести в заблуждение читателя.

В заключение хочется привести несколько цитат, которые красноречиво говорят о степени напрасной конфронтации, до которой дошел автор публикации:

«Самовольно присваивая своему проекту название исторического булгарского города, руководство ООО «Хузангаевский» берет на себя функции научно-исторического учреждения, а по сути, пытается присвоить себе историческое наследие татарского народа».

«Неясно, как будут реагировать РПЦ и мусульманское духовенство, когда в месте их канонической территории появится неосвященная новая церковь…»

Одновременно смешно и грустно читать такие строки. Но оставим их без комментариев, поскольку они говорят сами за себя.

Между тем дела у строителей в «Новом Суваре» идут строго по графику. На ежегодных фольклорных праздниках-уявах «гуляют» десяти тысяч человек из многих регионов страны, скоро пойдут группы туристов, значит, потекут налоги в региональный бюджет. Но, оказывается, не всем это нравится. Оторвавшись от действительности, через популярные интернет-издания они предвещают нам всякие ужасы.

 

Валерий Николаев.

На фото: Раис Татарстана Рустам Минниханов: «Уяв» стал брендом Татарстана». 2023 г.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Çĕрлехи хăна // 2621.19.5120
2024.08.23 07:59
Кунта хăшĕсем ваккат пулса шуйттана та пулăшма хатĕр.
Каллималлин // 2621.19.5120
2024.08.23 10:08
Акапасар!
Прикрываться вопросительным знаком в тексте - занятие не очень серьезных, мелочных людей: мол, я не утверждаю, а спрашиваю (если случится разборка в суде). По смыслу в тексте Искандера нет даже риторического вопроса. Смешно и грешно!
Agabazar // 1622.82.8846
2024.08.25 15:28
Agabazar
Мĕншĕн В. Алексин никнеймĕпе усă куран, хоспочын-юлташ?

Паллах, ку тĕпре тăракан ыйту мар.

Тĕпре тăраканни кунта урăххи. И. Л. Измайлов — истори ăславĕсен докторĕ, Атăлçи Пăлхар енĕпе специалист шутланать. Чылайăшĕшĕн прогрессивлă ĕçлевçĕ пек курăнать.

Анчах та ку аплах мар çав. Çапах та «ырă енсем» те пур. Сăмахран, вăл суваризм текен пулăма чăтма пултараймасть. Аван-и ку? Питĕ аван!
Евразиец // 3447.04.5759 2024.08.22 10:07
"Сувар и Булгар делить не корректно...", - в этом есть что-то... Но почему мысль не развивается дальше этого выражения?
Мĕншĕн тесен «сувар» тени çук вăл. Çук япалана епле пайлан?
Николаев В. // 2621.19.5120
2024.08.31 07:19
Автору И. Измайлову достаточно было привести пример "Храма всех религий" в Казани, чтобы никаких споров и кривотолков не было. Известно, там не проводят богослужений, объект используют как музей. Там представлены религии -
китайские, индийские, татаро-монгольские, а также православие, католицизм, мусульманство и т.д. На это население и власти, мусульмане и христиане смотрят спокойно, не считают вторжением на свою территорию.
Но почему-то у И.Измайлова ничего не "щелкнуло в голове": где же он эту "претенциозную чушь" читал? Подсказываю: на сайте "Храма всех религий" в Казани".
Евразиец // 3447.04.5759
2024.09.01 11:08
Всё, в трех соснах залубился чувашский народный сайт и никак не может разобраться, которая их них первая.
Agabazar // 2764.27.6371
2024.09.01 19:11
Agabazar
Так называемый «Храм всех религий» в Старом Аракчине (г. Казань) не признан ни одной из религий, зарегистрированых в Татарстане (скажем, там есть мечеть, но для духовного управления мусульман она — пустое место).

А почему у Искандера Леруновича что-то должно «щёлкнуть»? Он — историк, археолог, ученик Альфреда Халикова, доктор исторических наук, татарский сын своих татарских родителей. У него есть некие свои представления.

Хотели некоторые чуваши его «соблазнить» тем, что решили ограничится суварами в качестве так назывемых своих предков. Но не вышло. Считали, что ради некоего куцего комфорта можно пойти на позорный шаг. А в итоге получили — что? Позор — есть, а вот комфорта (хăт, как говорили раньше) — нет.

За что боролись, на то и напоролись. Не на того нарвались.
Каллималлин // 2621.19.5120
2024.09.02 08:41
Акабазар, ты не прав! Твои научные взгляды со дня твоего ухода из Института, радикально пересмотрены. Ты вещаешь с трибуны, которая давно уже демонтирована.
Agabazar // 1069.42.8044
2024.09.03 07:45
Agabazar
В чём я не прав? В том, что Искандер Лерунович Измайлов татар? Нет, он татар. Как по отцу, так и по матери. Сам себя тоже считает татаром. Тут никаких сомнений нет. А татарский язык он, пожалуй. тоже знает. А Институт этим вопросом не занимается.
Каллималлин // 9225.9.0098
2024.09.03 08:38
Речь идёт о взглядах на этногенез.
В. Николаев // 2621.19.5120
2024.09.06 08:15
Евразиец, тебе эта вяло тлеющая дискуссия кажется никчёмной, поскольку ты читал лишь первый абзац данной статьи, а остальное - по диагонали. Злейшую статью иптеша-юлташа-товарища И. Измайлова не читал вообще! Люди рискуют своими миллионными инвестициями (Измайлов их торпедирует, в этом сверхзадача его статьи в "Бизнес-Онлайне"). Для тех, кто подает себя как евразиец, по капельке выдавливает из себя патриота, конечно, это мелочи. Так мне кажется, м.б. я ошибаюсь...

Страницӑсем: 1, 2, 3, 4

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем