Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 -2.7 °C
Ҫын валли шӑтӑк ан алт, хӑвах кӗрсе ӳкӗн.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Виталий Станьял: В наивной простоте нас возвышает истина...

Виталий Станьял08.12.2024 14:10719 хут пӑхнӑ

Чувашский государственный научно-исследовательский институт гуманитарных наук (ЧГИГН) с начала ХХI века продолжает издавать материалы фольклора «Чувашское народное творчество». В конце прошлого века были разработаны и широко обсуждены проспекты двух серий: издания на чувашском в 50 томов и в переводе на русский язык, сжатые, но дополненные в сравнении с мировыми шедеврами — не менее 40 томов.

Помню, что чувашские первый и второй тома «Мифы, легенды, предания» (2004) и «Чувашские благопожелания и молитвословия» (2005) пробивались к свету через долгие препятствия и мытарства. Поддержка фольклористов директором института, доктором искусствоведения Алексеем Трофимовым оказалась решающей — через много лет, через запреты, аресты, остракизм книги появились и в течение года полностью распродались.

Наука давно ушла в мир глубокого познания колыбели человечества и демонологии. Мифы и сказки древних стран Греции, Рима, Египта, Индии, Ирана досконально объяснены в аспекте социально-политического мировоззрения, а не только в историческом и культурно-эстетическом плане. Что по сравнению с ними чувашские халаи, хачмаки, халапы? Что нам в богах, добрых и злых силах древних наших предков? Чувашские «ученые», подкупленные деньгами американским миллиардером Джорджем Соросом в Чебоксарах, слышать не хотели о национальном фольклоре, богах и преданиях. Гадили, как могли. С высоты наших времен их поступки кажутся не только антинаучными, противозаконными — они являются просто глупыми. Но не мы судьи в этом мире. Надеюсь, что Время скажет свое праведное слово.

Вышли из печати первые 13 томов фольклора на чувашском языке. Это совершенно новые, наиболее полные собрания. Но в архивах еще много не охваченных текстов. У чувашского народа удивительно богато устно-поэтическое наследие. Смею утверждать, побывав в разных архивах, что наш фольклор несравнимо обильнее устной словесности соседних народов. В хранилище научного института лежали ящики с нераскрытыми материалами знатных фольклористов и музееведов, пылились на стеллажах национального музея, остались невостребованными в личных библиотеках известных краеведов. При директоре ЧГИГН Станиславе Малютине готовились организовать специальную рабочую группу фольклористов и начать переводить народное поэтическое творчество в электронную версию (тогда как раз появились первые компьютеры) с выделением текстов по жанрам произведения, месту записи, авторству носителя, записавшему фольклористу и другим группам пользователей. Тут нагрянул повальный дефолт. Отрубили нам зарплату и даже телефоны в кабинетах!

Третий сборник «Народный эпос» (2004) выпустили, сняв с производства второй. Он неполный. Меркантильная личная возня сказалась на научной работе, и многие достойные эпические сказания остались вне книги. Но исследователь-составитель дал основательное объяснение сказов и баитов про Улыпа и эпических поэм. Фольклорист Геннадий Юмарт трудился над ними основательно.

Творчески усиленно трудилась над пословицами и поговорками воспитанница педагогического университета имени И.Я. Яковлева, ставшая вскоре кандидатом философских наук Ольга Терентьева. Поговорки и пословицы до этого толково изучались и книги издавались не единожды. На этот раз в томе «Ваттисен сӑмахӗсем» (2007) тексты расположили по новому — по темам, ключевым явлениям и словам. Оказалось, в это время в Башкортостане салаватский краевед Александр Михайлов-Аляккав своими силами издал книгу своих собраний поговорок и пословиц. В этот год была подготовлена книга некрутских и других песен Татьяной Кирилловой-Семеновой, вышли «Исторические предания» (Истори халапӗсем).

К сожалению, до сих пор институт не печатает давно подготовленные книги по чувашским такмакам, чувашской свадьбе, молодежные лирические песни: ӳкӗтсем, ухӗтсемпе калмаксем.

Мне видится сейчас, что чувашское академическое издание серии фольклора необоснованно приостановлено, славно поработавшие профессиональные сотрудники изгнаны из института.

При моем заведовании отделом литературоведения и фольклористики не раз поднимался вопрос выпуска чувашского фольклора на русском языке. Для примера я специально купил многотомные книги башкирской и татарской литературы и фольклора. Приступить к делу не смогли. Сотрудников не хватало. Вячеслава Ендерова вернули намного позднее. Вскоре молодой прозаик Надежда Ильина была принята фольклористом. Все девушки одновременно занимались двумя-тремя смежными темами, и не было охотника взяться за переводы. Тогда же работники типа «кандидата ненаук» цитатника Юрваса Яковлева упорно отказывались от моих дополнительных поручений и всячески нападали на юных сотрудниц отдела, ставших на их глазах кандидатами наук.

С большим вдохновением и любовью взялись за работу новые сотрудники. В срок подготовили книги «Детский фольклор» (2009) Вячеслав Ендеров и «Приметы и поверья. Сновиденья» (2009) Елена Федотова, выпускники Чувашского университета имени И.Н.Ульянова. В научный оборот они внесли даже ранее запрещенные к публикации тексты.

«Богатырские сказки» в составлении, переводе и предисловии кандидата филологических наук Н.Г.Ильиной изданы в двух книгах в 2019 году. Сборники по сказкам и быличкам не успели при мне выйти в чувашской серии. Они тоже сразу напечатаны в чувашско-русском изложении.

Огромного значения это доброе, долгожданное издание серии. В это важное дело смело включился талантливый журналист, кандидат исторических наук Алексей Леонтьев. Они могли бы без запинки продолжать публиковать жанры сказок, быличек, страшилок отдельными томами на чувашском вначале, а потом — на русском.

Мне кажется, что институт не очень внимательно относился к наследию фольклора. Прежде всего, в глаза бросается вольная игра с жанрами народного устного мастерства. В мировой практике четко разграничен ранжир жанров и их значение в мировоззрении и воспитании человека. Былчки среди них не главные. О быличках и бывальщинах писали видные фольклористы Соколовские, Пропп, Померанцева. Я высоко ставлю труд марийской фольклористки Лидии Тойдыбековой «Марийская мифология» с очерком «Народные верования в быличках».

Былички (усал-тӗсел халапӗсем) в чувашской мифологии не разработаны. Несколько штрихов имеется в первом томе «Мифы, легенды, предания». Былички сейчас не столь злободневны и не столь важны для молодежи. Остались, мне кажется, лишь страшилки для усмирения расшалившихся малышей.

В быличках нет описаний действий Ыра (добрых сил). У нас в фольклоре полно патриотических, героических сказаний о богатырях. Надо бы вначале их быстрее обработать, тиражировать и распространять по школам и библиотекам.

Жанры литературы, фольклора, искусства меня интересовали давно и досконально, поэтому сказать пару критических слов не будет лишним. Во втором томе «Быличек» даются отдельными главами шайтаны, змеи, злые духи, духи болезней, злые силы судьбы, клада, пути. Не в этом делении мои возражения. Хотя былички — это усал-тӗсел чӗмерисем. Другой вид такого фольклора — ырӑ-усал халапӗсем — бывальщины, своеобразные «воспоминания» и страшилки.

Чувашская демонология классифицируется на противоположные, дуалистические группы добра и зла. Это надо четко выражать всегда. Добрые Тура (боги) и духи-покровители делятся на 9 разрядов (см. Ашмарин, Шевле). Их много: ирихи, хертсурты, вутама. Злых вредителей даже больше: шайтан, явыл, аккамат, хеври, шаккён и множество низших духов. Они имеют свои содержательные особенности и весьма тонко выражают время, влияют на слушателей по ситуациям. Не случайно их делят на подгруппы подземных (леш тӗнче) — на злых богов (эсрели, сехметы, пир; текмель, мимер), на ряд «ахӑр усал»: арсюри, албасты, вубор, верисюлень, путыш, вупкон; «усал-тӗсел чӗмерисем»: шатык, ынжырт, сымаяк, кырмасан, кычырлан, чыгырми, типери... Короче — нужно было бы для русского читателя подробнее раскрывать особенности системы духов и национального воспитывающего значения демонов, баек, наговоров, заговоров, уговоров, страшилок и прочих жанров и поджанров.

Мне довелось познакомиться со сборниками — с материалами конференции «Мифология чувашей» (2016, составитель А.П.Леонтьев) и этнографическим справочником «Чувашской мифология» (2018). Хотелось бы поблагодарить знатоков за внимание к богатейшему мировоззренческому наследию народа и посетовать на слабость познания нашими учеными этой сферы бытовой философии чувашей. Это и понятно, ведь до ХХI века институт продолжал избегать специалистов древней истории и духовной культуры предков.

Начало положено. Надеюсь, что чувашское богатое фольклорное наследие не пропадет втуне и вскоре вернется к народу в научных обработках и комментариях. Если честно признаться, чувашская мифология достойна своего Акропольского музея.

Богатейшая древняя мифология хранит затемненную историю народа. «Улып и богатыри, когда поднимаются на защиту жизни и добра, на красном ковре богов погибают». Звучит, как будто сложили сегодня. Реально героическая судьба народа достоверна в мифологическом пространстве своей правотой борьбы за самостоятельность, праведный труд и светлую жизнь. В поэзии древних кажущийся наивным и сказочным мифический обман возвышает нас нетленно вечной истиной размышлений о человеке и его призвании в мире.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Agabazar // 3574.86.4227
2024.12.08 17:18
Agabazar
Тавтапуç, Витталий Петровччă Станьял чăваш «ăславçисене» «Сорос сутăн илнĕскерсем» çеç тенĕшĕн.

Паллах, Сорос укçи-тенкин ялтăравĕпе пуçа çухатни аванах мар пуль ĕнтĕ.

Анчах та кунашкал айăплава чăтса ирттерме пулать. Мĕншĕн тесен, ман шутпа, шултра çылăхсен шутнех кĕмест ку. Ара, çыннисем Сорос мĕнлерех эсремет иккенне пĕлсех çитереймен ĕнтĕ вĕсем.

Станьял хăй те çавна халь çеç ăнкаркаласа пырать пулмалла. Е унчченех ăнланнă-ши?
Лешкукша // 1839.68.7652
2024.12.09 00:19
Халь пур- Сорос Шупашкарта уҫса хӑварнӑ сутӑнчӑк " Открытое общество " текенни? Пур пекех туйӑнать ӗҫӗсене курсан...
Сергей Пятаков // 3219.35.5421
2024.12.09 13:06
Главный недостаток книг данной серии - научное издание, предназначенное этнографам, этнологам, культурологам, филологам и прочим -огам. До четверти объёма составляют комментарии с объяснениями... Считаю, что книга должна быть интересна простому люду: врачу и трактористу, инженеру и продавцу, пенсионеру и школьнику.
Agabazar // 3868.36.3026
2024.12.09 19:16
Agabazar
Лешкукша,

эс вара Станьялтан та ирттерес терĕн-им?

Çук, иртейместĕн! Ейпух иртейместĕн!

Станьял вăл — Станьял!

Сергей Пятаков текенни вара — вапше анрасах кайнă. Фольклор материалĕсенче чи кирли — комментари. Научнăй аппарат теççĕ çавна.

Комментари çук пулсан унашкал материалсенчен ним усси те çук. "Фольклор» тесе çырса ларăн-çке эс томĕ-томĕпе!!! Суйса!!!

Кирлĕ мар унашкал томсем! Ни тракториста кирлĕ мар, ни уччоннăйа кирлĕ мар.

Хăвăн высшăй образовани пекки пур пулсан та çавна ăнланаймастăн.

Шăпах комментарисем чарса тăраççĕ те ĕнтĕ суя фольклор кăларассинчен

Ну, комментарисĕр кăларма пултаран такмак пуххисем, тĕрлĕрен кулăшсем тата ытти те. Хăвăн кĕсйÿнти укçапа. Туалет валли янтăланă чи йÿнĕ хут çинче.

Анчах та вăл япаласемпе наука храмне пырса ан кĕр!!!!
Хуларан // 3700.78.2574
2024.12.09 21:00
Есть большая разница между научными,популярными и научно-ппулярными,
также школьными изданиями, товарищ Петяков!.
.

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем