Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +0.3 °C
Ват ҫын — тӑват ҫын.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Юрий Яковлев: Очередной акт балета Валери Тургая «Унижая других возвышаю себя»

Юрий Яковлев30.09.2016 14:267733 хут пӑхнӑ

Отклик на интервью, данное Валери Тургаем Эрсубаю Янгарову для сайта «Idel.Реалии» (10 сентября 2016 г.) и озаглавленное "Не дам народу свернуть в небытие"

 

О зрелищной, игровой природе жизни и творчества Валери Тургая мне доводилось писать не раз (О новом имидже Валери Тургая. – Чӑваш ен, 1994, № 24; О возвращении Тургая на круги своя. – ЛИК Чувашии. 1995. № 4; Мӗнле пулмалла-ши чӑваш патшин? – Хыпар, 1995, ака, 4). Представление, данное Тургаем на сцене «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», меня впечатлило. Интервью-шоу по своему характеру приобрело хореографическую форму. Текст читается как либретто к балету. Приведу отрывок, где позы поклонения силе и посрамление старого льва выражены без образного решения, без дробления – в натуралистическом духе:

– 1990-е называли эпохой первого президента ЧНК Атнера Хузангая. Он был знаменем чувашского народа. Но та эпоха, увы, прошла. Кто сегодня смог бы повести чувашскую нацию за собой?

– Атнер Хузангай – особое явление в чувашском мире. Он многое сделал для поднятия национального самосознания чувашей, развития чувашского языка, создания Чувашского национального конгресса. Но и он во многом виноват, что спустя годы национальное движение стухло, а ЧНК потерял свой авторитет. Многие активные, умные, энергичные патриоты безвозвратно ушли из конгресса.

Но есть, есть у нас еще сильные и убежденные лидеры! Например, председатель ЧНКА Ульяновской области, тележурналист Олег Мустаев. Могу назвать нынешнего президента ЧНК Николая Угаслова, родившегося в Татарстане. Ценю его конкретные труды во имя народа – на его деньги издана шикарная книга "Чуваши Татарстана" (Чебоксары, 2006), установлены памятники первому народному поэту Чувашии Николаю Шелеби и чувашскому генерал-полковнику, министру авиационной промышленности СССР Петру Дементьеву в Татарстане. Уважаю исполняющего обязанности министра культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашии, уроженца Татарстана Константина Яковлева. Одним из самых авторитетных лидеров современного чувашского народа считаю, конечно же, Виталия Станьяла. Он – мой Учитель.

За время президентства Хузангая из конгресса, насколько мне известно, ушел один Тургай. Он, как король-царь, себя величает во множественном числе: «Многие активные, умные, энергичные патриоты безвозвратно ушли из конгресса». Хузангай – виноват? А мы все – не виноваты? А ты, Тургай, – не виноват? Это ведь с тобой в национальном движении началась эра симуляции и симулякров. Ты храбришься: «Могу позволить себе говорить правду». А о себе сказать правду тебе слабо? Какая она твоя жизнь? Двойная, тройная или четвертная?.. Одним словом, сплошное шоу, сплошное кривляние… «Ҫерҫи ӗнтӗ вӑл – мӗн тӑван ӑна? (Маленькая птичка – всегда воробей.)». Типичная реакция на твою самодеятельность. Пора нам вещи называть своими именами. Хотя бы попытаться…

 

Какашки бытия

(Метафизика экскрементального авангардизма Валери Тургая)

 

«Сурас килет мӗнпур тӗнче ҫине,

Унтан вара сысса хурас килет!..

(Хочется плюнуть на весь мир,

Потом на весь мир хочется насрать)», – эти строки, по выражению Валентина Абрамова, «потрясшие чувашский мир», были обнародованы, опубликованы в первом номере газеты «АУ» (1992, № 1). Безымянное стихотворение, начинающееся словами «Сурас килет мӗнпур тӗнче ҫине…», датируется 1981 годом. (Валери Тургаю, студенту второго курса чувашского отделения историко-филологического факультета ЧГУ имени И.Н. Ульянова, тогда было 20 лет.).

Статья-памфлет «Атнер П.Х., «Пусси Райт» тата ытти ӗмӗрех кӑмӑлсӑррисем» вышла в газете «Хыпар» (2015, февраль, 27) под рубрикой «Тӗп редактор самахӗ» (Слово главного редактора). В случае Тургая термин «редакторская колонка» отнюдь не точное определение жанра его высказываний-выступлений (Тургай по своей природе актер, шоумен). «Тӗп редактор сӑмахӗ» коннотирует с «Турӑ самахӗ» (Словом Божием). Здесь налицо скрытая рифма соответствий: Туркай сӑмахӗ – Турӑ сӑмахӗ (Слово Тургая – Слово Божие). Валерии Тургаю теперь – 54 года, но размах его притязаний тот же, что и 34 года назад: титанически-космический. Тургай пытается насрать на чувашский мир в лице «символа возрождения и независимости чувашской нации» (определение Эрбины Никитиной) Атнера Хузнагая. Тургай, – без шуток, возрожденческий тип личности. «Возрождение – это титанизм», – доказывает А.Ф. Лосев в «Эстетике Возрождения» (М.: Мысль, 1978). Нужен поистине божественно-космический анус, чтобы насрать или, по крайней мере, обосрать весь мир. Не только в акте дефекации, но и в работе со словом Тургай восходит к нечеловеческим корням. Виталий Родионов в статье «Тӑван ҫирӗ тӑвана» (чувашская версия интернет-газеты «Свободное слово») пишет: «Ара, кам шухӑшласа ҫитерме пултартӑр "Петӗр Хусанкай" тенине кӗскетсе ҫырсан (аббревиатура тусан) чӑвашла мӑшкӑлу сӑмахӗ пек вулама май килнине? (Согласитесь, кто бы мог додуматься, что, сократив «Петр Хузангай» (сделав аббревиатуру) на «П.Х.», по-чувашски можно прочитать как издевательство)». Прием Тургая, изумивший профессора, подсказан текстом якобы божественного происхождения – Библией (до середины первого тысячелетия нашей эры ветхозаветные тексты писались без гласных) и является буки, веди, глаголи даже для дремучего семинариста.

«Через огромное горнило сомнений моя «Осанна» прошла!» – говорил Достоевский о своем пути к Богу. Осанна Тургая лежит через плевок и говно, покрывающие весь мир:

«Сурас килет мӗнпур тӗнче ҫине,

Унтан вара сысса хурас килет!..

Шанчӑкпала пӑхатӑп Тӳпене…

Вӑл пур пулсан, ман сассӑма илтет.

(Хочется плюнуть на весь мир,

Потом на весь мир хочется насрать.

С надеждой смотрю на Небо…

Если он есть, то услышит мой голос.)»

Богоискательство, путь к небу Тургая через плевок и говно может быть соотнесено с особым отношением юродивых к нечистотам. А.М. Панченко в работе «Древнерусское юродство» отмечает: «В своем аскетическом «вышеестественном» попрании тщеславия древнерусский юродивый идет дальше, чем Франциск Ассизский, в известном смысле он смелее и последовательнее. Он не только покорно, безропотно, «с любовью» к мучителям терпит унизительные поношения — он постоянно провоцирует зрителей, прямо-таки вынуждает их бить его, швыряя в них каменьями, грязью и нечистотами, оплевывая их, оскорбляя чувство благопристойности. Юродивый «задирает» публику, как масленичный дед, он вовлекает ее в действо, делая зрителей актерами. На пути  внешней безнравственности он заходит столь же далеко, как и киники. Это видно из поступков Василия Блаженного. Василий, рассказывается в житии, «душу свободну имея ... не срамляяся человечьскаго срама, многащи убо чреву его свое потребование и пред народом проход твори».

«Пред народом проход твори» с древнерусского переводится как «публично испражняться». Тургаю особенно близок, думается, московский юродивый Иван Яковлевич Корейша: «То девицу на колени посадит, то почтенную матрону нечистотами обмажет».

«Авангардные движения все возникают из грязи, то есть из желания быть грязнее, чем хочется», – считает режиссер Анатолий Васильев.

Авангардизм Тургая возникает из говна.

«Атнер пӑх» – «Атнер говно». До Тургая никто в стихотворной форме не выражал свое желание насрать на весь мир и никто никого через печатное слово не называл говном. Смело можно утверждать, что авангардизм Тургая, возникающий из говна, – это вершина, пик экскрементального авангардизма. Если традиционный авангардист пачкает грязью в первую очередь себя, то Тургай пачкает говном окружающий мир, других. Традиционный авангардист занят самоуничижением, самокритикой; экскрементальный авангардизм Тургая принижает, унижает других. Такой вид деятельности самому Тургаю кажется бунтарской. «Моя бунтарская карма» – так называется книга Тургая, включающая в себя статьи и заметки разных лет (Чебоксары: Новое время, 2011). Об игре (в разговоре о нашем шумливом и глумливом герое надо всегда помнить, что мы имеем дело с игроком, шоуменом) Валери Тургая в роли бунтаря Станиславский сказал бы: «Не верю!» В поведении Тургая на сцене национальной жизни я всегда чувствовал режиссерский поводок. Короткий поводок. Свое восприятие невидимого поводка у «мустанга» (определение Михаила Ставского) я выразил на собрании национально ориентированной интеллигенции и молодежи в 1989 году (зал в «Доме молодежи» на тысяча человек был переполнен). Когда встал вопрос об избрании Тургая редактором газеты, я вышел к президиуму (группе лиц, избранных для руководства собранием: В.П. Станъял, А.П. Хузангай, Н.Е. Лукианов, В.В. Тургай) и спросил у поэта: «Хаҫат вӑл – чӗлхе. Суеҫ чӗлхе пире кирлӗ мар. Сана сексот теҫҫӗ. Тӳррӗн кала-ха: эс – сексот е сексот мар? (Газета – это язык. Нам не нужен лживый язык. Про тебя говорят, что ты сексот. Скажи прямо, сексот ты или не сексот?)».

Желание «вольной божьей птицы» (определение Арсения Тарасова) обгадить своего учителя (Тургай был студентом А.П. Хузангая) в контексте современности чувашский художник-эстетик Олег Романов сформулировал так: «Бежит впереди паровоза системы и кричит: «Это я! Это я!.. Неизвестно, кто убил Бориса Немцова. А Хузангая обгадил я! я!..»»

Назвав Тургая конъюнктурщиком, я снизил бы смысл его поступка. Он не простой приспособленец. Тургай чувствует нечистый дух времени, смрадный ветер эпохи. Своим поведением он воплощает то, о чем писал в «Логике смысла» Жиль Делез: «Все это образует звуковую систему, свидетельствующую об орально-анальной прожорливости. Эта шизоидная система напоминает об ужасном предсказании: говорение приобретает форму поедания и испражнения, язык и его единогласие будут лепиться из дерьма… (Арто говорит о «какашке бытия и его языке»). Точнее говоря, первый грубый вариант такой лепнины и первую стадию формирования ее языка обеспечивает хороший объект депрессивной позиции. Ибо именно этот объект среди всех звуков глубины выделяет Голос, (…) который говорит и исходит с высоты». (Делез Ж. Логика смысла: Пер. с фр. – Фуко М. Theatrum philosophicum: Пер с фр. – М.: «Раритет», Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. – С. 254.).

 

Юрий Яковлев.

Март-апрель 2015 г.

На изображении: картина Сальвадора Дали «Мрачная игра» (1929).

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем