Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +0.3 °C
Ҫӗнӗ шӑпӑр ҫӗнӗлле шӑлать.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Абдукадыр Даутбеков: Чувашский эпос «Аттил и Кримкилте» — древний историко-литературный памятник тюркского мира

Абдукадыр Даутбеков09.11.2020 12:256124 хут пӑхнӑУлӑштар Кӑларса пӑрах

В 2006 году в городе Чебоксары небольшим тиражом (500 экз.) в свет вышла книга «Память незабытых предков», в которую были включены три древние болгаро-чувашские эпические поэмы «Аттил и Кримкилте», «Ылттанпик» и «Семь принцесс - кудесниц». Тексты литературных шедевров с чувашского языка на русский перевел В.И.Николаев. Составил, написал предисловие, пояснение, примечание и подготовил книгу к печати академик М.Н.Юхма. Выполнена огромная работа по сохранению, увековечению великого и уникального историко-литературного наследия болгаро-чуваш. Этим духовным даром прошлого по-праву может гордиться весь тюркский мир. Эпос «Аттил и Кримкилте» интересен и ценен для всего человеческого сообщества. Так, немцы имеют свою версию данного творения, хранимый их предками с древних времен. Скандинавы тоже не остались в стороне от этого дела. Их древний вариант несколько отличается от чувашского оригинала. И это понятное дело. Каждый народ смотрит на исторические события сквозь призму своего национального мировоззрения.

Согласно мнению ученых эпос «Аттил и Кримкилте» был сотворен после смерти легендарного правителя Европейской Гуннии Аттилы (умер 453 г.). Он был своеобразным отражением любви гуннов к своему великому правителю. Вся нить творения пронизана гордостью и уважением людей к этой знаменитой исторической личности.

Эпос получил широкое распространение во многих уголках Европы. Почему уже в древности была широка география данного духовного наследия? Ответ довольно прост – гунны жили по всей Европе. Они составляли элиту многих европейских народов. Об этом я писал в своей книге «Аттила и Гуннская Орда» и других своих исследованиях.

Чуваши, сохранившие древний эпос, потомки волжских болгар. Последние создали могущественное и известное государство средневековья. О ее славных деяниях знал весь цивилизованный мир того времени. Сами волжские болгары являются потомками уйсуне-гуннов. Так, значительная часть нынешних чувашей сохранила уйсуньский внешний тип и их богатое духовное наследие.

Чуваши и волжские болгары, уйсуни и гунны являются представителями тюркского мира. Строки эпоса «Аттил и Кримкилте» основательно доказывают правдивость данного утверждения. Так, эпос повествует, что предки болгаро-чувашей пришли с Востока, с «Золотых гор» (Алтай), древней ойкумены тюрков.

Прародина их

На далеком востоке,

У горы – «Золотая гора»

И сил их истоки.

Уйсуне-гунны в древние времена жили на Алтае, в Минусинской (мың үйсін – тысяча уйсуней) котловине, на севере Китая. Гунны и хунны были представителями одного народа. Они имели общих предков.

Знаменит был их царь Метте,

И знали о нем везде

Стала под руководством Метте

Сила их на большой высоте.

В данном случае речь идет о могущественном хуннском шаньюе Модэ. Следовательно, прародина гуннов – это Сибирь, Монголия, Северный Китай. Такова логика миграции гуннов в Европу.

О том, что гунны были тюркским народом подтверждает наличие огромного массива тюркских слов и названий. Главного героя эпоса Аттилу величают эльтебером. Этот титул типичен для тюркских правителей. Тюркские корни имеют и титулы гунно-болгарской элиты. К ним относятся такие титулы как хан, мурза, тархан, батор. Такие слова специально не придумаешь.

Духовная жизнь гунно-болгар тоже наполнено тюркскими ценностями. Так, всех богов гунны называют по-тюркски. Главного Бога величают Тангаром (Тенгри). Духа зла зовут Эсрелем (Әзрайл – по-тюркски) Белый Волк – Пихамбар (Пайғамбар – по-казахски) является тотемным животным чувашей. Бога мира и согласия чуваши называли Килежем (Килежю), что по-казахски Келісім. Тюркские корни имеет название Бога войны Хаяра. Жену Тангара (Тенгри) чуваши называют Тюлехсе, а казахи – Жер-ана.

Интересно то, что чуваши называют народное собрание курултаем. Этот примечательный факт означает многое, т.е. свидетельствует о широкой связи чувашей с тюркским миром.

В эпосе немало и других тюркских слов. Это такие слова как аргамак, алдаспан, ил, кажаман, ямахат, ак, беркут, зиндан, той, изюм, барс и другие. Кстати, имена сыновей Аттилы тоже тюркские. Его старшего сына звали Эллаком (козленок народа), среднего Тинесом (море), младшего Ирнаком (насточщий мужчина). В эпосе «Аттил и Кримкилте» упоминаются сподвижники Аттилы. Это Айдаман и Марга-улып. Айдаман – чисто тюркское имя. Слово «улып» по-казахски звучит как «алып» - громадный, огромный.

В эпосе встречается географическое название Аксурай, территория между Волгой и Уралом. Это – тюркское название. И даже жанр эпического сказания у чувашей имеет тюркское название. Он у них называется кыссаи, а у казахов кысса. А вот кыссаи состоят из пайатов, а казахи их называют словом «бәйт».

В предисловии к эпосу, написанное академиком М.Н.Юхмой, мы встречаем россыпь тюркских слов. Это богатырская борьба керешу (по-казахски - күрес), кожаная обувь булгари (по-казахски - былғар), кривая сабля хес (по-казахски – кес - режь), обоюдострая сабля алаш, чукмар (дублина), (по-казахски - шоқпар), анкар (кинжал), (по-казахски - канжар). Он пишет, что каждый вид войска делится на вунни (десятки), (по-казахски - оң), серни (сотни), (по-казахски - жүз), пинни (тысяча), (по-казахски - мың), тамань (десять тысяч), (по-казахски - түмен). В словарном наборе академика есть и такие тюркские слова как «караван-сарай», «нукеры», «кукка» (по-казахски - көке) и другие.

М.Н.Юхма обращает внимание на то, что гунны использовали «животный» календарь. Это их изобретение не потеряло свое значение и в нынешние дни. А еще ученый утверждает, что волжские болгары пользовались руническим письмом. Всем известно, что древние тюрки тоже использовали данный вид письма.

В эпосе «Аттил и Кримкилте» много традиций характерных не только для чувашей, но и для казахов. Это – песня-плач невесты перед выходом замуж. У казахов такая традиция называлась «сынсу» - прощальная песня-плач. У двух народов еще есть песни друзей жениха и подружек невесты. Эти традиции прошли испытание через многие века и тысячелетия.

У казахов и чувашей сильна такая традиция как воспоминание предков. Так, в эпосе есть такие строки: «Напечем мы блинов в память предков...». Казахи же пекут бауырсаки.

Впечатляет такая традиция казахов и чувашей как знание и почитание семи колен предков. М.Н.Юхма в своем пояснении древних болгаро-чувашских слов и имен пишет: «У древних болгар-чуваш было принято помнить своих предков до седьмого колена и знать всех родственников в рамках этих семи колен. В рамках этого родства не допускались браки молодых людей. За семью коленами еще следовали семь чужих, но родственников, и они все считались членами одного рода-племени». А ведь казахи по сей день безукоснительно соблюдают данный обычай. Все эти факты не простые совпадения, а цепь незримой связи истории казахов и чувашей.

В эпосе «Аттил и Кримкилте» указаны названия родов. Редакицонная коллегия книги называет их мифическими. На самом деле они являются реальными. В эпосе перечисляются такие роды как яманы, сьюаны, кайдаши, путланы, вагиверы, чуха. Под яманами мы полагаем, что скрывается род албан, сьюанами – суан, чуха – шокай. О чем говорят эти факты? О том, что большинство казахских родов участвовали в походах Аттилы в Европу. Отголоски тех времен мы находим в ряде фактов. Так, бельгийский город носит название Суании (племен суан). И подобных фактов множество. О суанах, албанах, ботбаях, дулатах упоминает исследователь Нурутдинов, как о жителях Волжской Болгарии. Тамгу племени жаныс мы нашли в башкортском племени кудей.

Обращает внимание то, что в предисловии к эпосу М.Н.Юхма пишет о царском роде гуннов Дуло. Казахи данное племя называют Дулатом. Из этого рода происходили такие великие правители как Баламер, Аттила, Кубратхан, Ботбай, Котраг, Аспарух, Алмуш, Ылттанпик и другие.

Итак, эпос «Аттил и Кримкилте» несет в себе много важных исторических фактов и аргументов. Научная ценность замечательного древнего эпоса очевидна. Он требует к себе пристального внимания и исследования со стороны широкого круга ученого мира. Необходимость его перевода на все тюркские языки – это веление времени. А казахам сам Бог велел сделать сие доброе дело незамедлительно.

 

Абдукадыр Даутбеков, казахский ученый, историк.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Agabazar // 6985.6.7484
2020.11.09 15:16
Agabazar
Это называется просто — Новая Мифология.
Agabazar // 6985.6.7484
2020.11.09 15:17
Agabazar
Ничего против Мифологии не имею.
ЛЕШКУКША // 3520.21.4288
2020.11.09 19:17
История перевернурась б\ез и обманула сородичей. Сказки сказителей надо называть по именам
Владимир Николаев - Изачак // 2156.76.9746
2020.11.10 20:04
Чувашские эпосы: "Атилл и Кримкильте", "Ылттанпик", "Семь принцесс Элтти" лет десять назад были мною переведены на русский язык. И уже с русских текстов эпосы переведены на немецкий язык и изданы в Германии. Дело в том, что "Аттил и Кримкильте" перекликается с древнегерманским эпосом "Сказание о нибелунгах". Интересующиеся с книжкой с русским текстом, могут найти ее в Чувашской нацбиблиотеке или в Чувашском общественно-культурном центре (ЧОКЦ).
Аспарух // 9368.2.4748
2020.11.10 22:39
Салам та Мухтав! Уважение и восхищение, родному казахскому народу и таким людям, как Абдукадыр Даутбеков, от многих чувашей. Алтайскому миру нужно держаться вместе.
Илле // 3732.79.0199
2020.11.15 14:12
Ошибка в тексте: жену Тангара звали Пюллехсе.
Уман // 2642.53.3438
2021.05.06 22:38
До каких пор сказочники будут называть свое творчество историей? Я о таком эпосе никогда и ничего не слыхал раньше. Эпос это творчество народа, а чуваши его и не знают.

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем