Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +0.3 °C
Мӗн акнӑ, ҫав шӑтать.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Виталий Станьял: Вокруг чувашской народной мудрости

Виталий Станьял17.08.2023 10:455419 хут пӑхнӑ

После моей статьи «У обочины этнофилософии» и книги Эрбины Никитиной «Чувашский этноменталитет» (2005) оживилось некоторое внимание к социально-духовному аспекту мышления чувашского народа. Проводились в Чебоксарах конференции по проблемам философии, публиковались статьи о чувашском видении ученых Н.А. Исмукова, Т.Н. Евграфовой, В.А. Федотова, А.К. Салмина, М.П. Желтова и других.

Специально побеседовать по вопросам национальной философии как-то приехала к нам родственница Геннадия Енисеева, ламшара из моргаушского Ярабая, Оксана Енпике и интересовалась многими чувашскостями. Суждений по философии деда Нессе у нее было почти ничего. Собственно, она их не знала и потом на наши наводящие вопросы-задания не ответила. Припомнилось это, когда вышла книга Василия Федотова в соавторстве с ней «Этнофилософия – вековая мудрость народа» (2022). Книга востребованная, в какой-то степени смелая, новаторская в пустой нише изучения чувашской этнософии.

Кто-то в интернете объясняет этнофилософию как туземное изучение философских мыслей народов, а чувашские авторы книги – как «представление человека о мире, своеобразная национальная призма, сквозь которую человек смотрит на мир и действует в рамках этого сознания» (с. 11). Недавно приходилось жарко спорить с чувашскими философами, отрицающими народные мысли о мире, о человеке, о его сознании. Всегда считал, что все народы, великие ли они или малые, имеющие или не имеющие письменность, живут по своим жизнеспособным законам и правилам. Значит, у них есть своя, может, очень наивная, природная философия. Дипломированные философы долго не соглашались. Они знали философию как научный трактат, как учебник и никак не хотели зреть в корень – в бытие своих народов. Основа любой философии – жизнь самого народа, его менталитет, благоустройство быта, духа и веры.

«Там, где есть нация – есть национальная философия. Если народ еще не сформировался как полноправная нация, то преждевременно вести речь о полноправной национальной философии» (с. 95). Пусть о нацфилософии молодых этносов писать рановато, но у всех, даже племен, имеются свои мудрости. Изучать собственный духовно-умственный багаж не возбраняется никакому народу. Вскоре в споре стал ссылаться на диссертацию А.А. Полуэктова, книги Ю.В. Попкова и Е.А. Тюгашева об этнофилософии ненцев и других коренных народов Севера, на их выступления на круглом столе в Новосибирске (2007). Они основательно осветили этнофилософию как способ бытия мировой философии, изучили рефлексию разных народов, их ориентации в условиях местности, геософии, космософии. Философия борьбы за существование, противостояние добра и зла, гармония в обществе и природе, забота о новых поколениях характерны не только великим народам. Они актуальны во все эпохи для всех существующих народов, в том числе и для волжских наций.

Что же рассматривается в книге В.А. Федотова и О.Б. Енисеевой по этнофилософии? Многие компоненты: сущность и специфические особенности, функции, этнические установки, национальные стереотипы. В первом разделе имеется попытка определить место этнофилософии в системе социально-гуманитарных наук.

Хочу сказать доктору философии В.А. Федотову, что считать этнос лишь компонентом его философии как-то не корректно. Этнос – источник культуры, традиций, права, сознания, самосознания и любых философских представлений. Само собой разумеется, что он не какой-то привесок или компонент его мышления. К слову, Антон Петрухин не основатель философии (как сказано в книге), а основатель научного учения о чувашской этнофилософии. Сама философия и исследования по философии – не одно и то же.

Методы изучения тоже даны не в стройной системе и не в согласии с исторической динамикой развития чувашского народа. Этнорелигию с ее атеистическим, материалистическим и идеалистическим сторонами отбрасывать тоже не следует. Это для ученых и писателей сущий клад в познании чувашского характера и его души. Историческое бытие нашего народа глубоко древнее, и в нем заметны, как указал автор предисловия Н.А. Беркович, черты физиогномики из восточных культур (с. 6). Имеются у нас крепкие связи с кавказскими, тибетскими, азиатскими, сибирскими ментальностями. Что было традиционным и незыблемым до недавнего времени, ясное дело, в новое время сильно изменилось.

Во втором разделе «Аспекты проявления этнофилософии» ставятся к рассмотрению этика, обычаи, традиции, фольклор, обычные нормы, здравый смысл, наивный материализм и стихийная диалектика в поэтическом творчестве, этнофилософские воззрения и мировоззрение в трудах В.К. Магницкого, К.В. Иванова, А.И. Петрухина, Г.Н. Волкова. Завершается раздел статьями об этнопедагогике на пути к этнокультуре.

Анализа мнений других глубоко национальных писателей (Яндуша, Федорова, Яковлева, Ухсая, Уяра, Ильбека) и первых чувашских ученых нет. Мне кажется, что присутствие здесь взглядов чувашских этнологов Д.П. Петрова-Юмана, Н.В. Никольского, М.П. Тинехпи, Г.И. Комиссарова, А.В. Турхана, а также специально изучавших национальный аспект философии В.В. Петровой, Э.В. Никитиной, О.Н. Терентьевой и других обогатило бы содержание труда. В подобной работе без анализа их точек зрения, мне кажется, никак нельзя обойтись.

В хорошей задумке монографии стройности не получилось. Пропущены такие источники этнофилософии, как обряды, ритуалы, верования, эпические сказания, праздники, мораль, нравоучения, менталитет, символическая сущность, архетипы поведения и мышления и т.д. Проблемы перемешаны неграмотно. Это же отметил в предисловии доктор философских наук из Санкт-Петербурга, ведущий этнофилософ Наум Беркович, советуя при переиздании «соблюдать строгое композиционное построение», дополнить исследование, ибо в книге «предметное поле этнофилософии отнюдь не исчерпано», поскольку сегодня «востребована более современная, масштабная, междисциплинарно сфокусированная оптика ее исследования».

Казалось бы, нам следует радоваться монографии важного масштаба, но остается осадок от её рыхлости и поверхностности. Будем надеяться, что вскоре в рамках чувашской гуманитарной науки появится всесторонняя и стройная концептуализация философских представлений родного народа.

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Лешкукша // 2159.45.4825
2023.11.10 08:51
Ха-ха, пулать вит кулмалли те култармалли"
поэче // 3989.54.0756
2023.11.10 10:47
Эп укҫа курсне ҫакланнӑчӗ. Усси, пӗлмес. Наоборот. Укҫа миххи мар эп ун хыҫҫӑн. Чухӑн.
Анчах эп пӗлетӗп - раҫҫейре халь Хикс идеисем кашни утӑмра.
Кашни регионта раҫҫейре, тӗрлӗ ятпа шкул сапаланнӑ. Укҫа сӑтӑраҫҫӗ. Чухӑна хӑвараҫҫӗ...
Вокруг чувашской народной мудрости.
Ман шутпа ҫакӑнчул укҫапа вӑхӑт сапаласа ҫӳриччен 2 кӗнеке вуламалла пулнӑ. Тӑнтан ҫынна итлӗр. Ниҫта та ан кайӑр кунпек вырӑна... (Капитонова "Реальность 2", Хикс "Учение об исполнении желаний"). Ыттисем суя. Эп тик ниҫта та каймас. Кӗнеке ҫеҫ вулап...
Ку вӑл "Ҫӗнӗ тӗн" манер. Ҫамрӑксем веҫ унта каяҫҫӗ. Анчах тӗрӗс ҫулпа утпа никам та пит пӗлмес. Вӗрентекенни те хӑйне манер ҫавӑрттарать. Укҫа шӑйӑрать. Ҫавӑнпа, лайӑхрах, ман шутпа кӗнеке

К чему речь. Многие игнорирют этот момент, но чуваши тоже туда попались в эти школы.Их много там. сам лично подтверждаю. поэтому надо водить людей правильным путем а не путем разбазаривания денег по 40 тыс неизвестно куда с незвестными последствиями. Поэтому, не игнорируйте. Чуваши там, и давно

Совет - читайте лучше книжки
поэче // 3989.54.0756
2023.11.10 10:58
вообщем 1/3 чувашей в эту религию попались под разными названиями школ. Но мы упорно стараемся не замечать. А молодежь туда идет массово. Часто их просто обманывают.
Там конечно есть суть. Суть не ходить никуда а читать книги Хиксов.
Я сам эти школы один за другим прошел. Потратил много денег. Потом понял что это все бессмысленно. А люди стараются игнорировать эту тему. И у них получается. Но за спинами вырастает новая молодежь с новыми взглядами.
Безконтрольно все происходит
поэче // 3989.54.0756
2023.11.10 11:33
Поправляюсь.
Капитанова "Реальность 2". Этот человек реально просветленный и никого ничему на самом деле не учит. Те кто действительно чего-то в этом понимает на самом деле ничему никого не учит.
Могу порекомендовать 2 упражнения которые реально работают щас: Колесо внимания, Положительные аспекты.
Полезно знать что такое "Эмоциональная шкала Абрахама" и как подниматься по ней.
Эти вещи ни в одной школе не учит. Никто на самом деле толком ничего не понимает. Никто не будет учить во вред себе. Им бы главное деньги содрать. Я 3 школы прошел. И ни в одной правды я не видел.
Могу сказать - книги Хикс - это вершина. Само чтение успокаивает.
И ни одной школы на самом деле нормальной в России нет.

Такая мудрость полученная потом, деньгами, временем. Столько сил зря потрачено. В итоге все оказывается довольно-таки просто. В этих 2-х книгах все есть. Остальные пускай идут лесом.

Я надолго всех посылаю лесом.Никуда больше не пойду

Такие результаты.
Евразиец // 3447.04.5759
2023.11.10 12:12
"Но за спинами вырастает новая молодежь с новыми взглядами. Бесконтрольно всё присходит", - говорит ПОЭЧЕ. Очевидно он прав. Еще 4 года тому назад было собрано 22 000 р. и потраченр 27 420 р. Но и сегодня эти же цифры.
поэче // 2813.10.5842
2023.11.11 12:34
Ун-та Капитанова кӗнекиче пӗр чӑваш ӑсӗ пур. Эрех ӗҫмелле тет. Абрахам эмоци шкали эрехпе хӑвӑрт ҫӳлелле каять. Ырра. Вара ҫапла ҫын начаррине Пит туртмас. Только эрехпе вара положительный шухӑш пулмалла. Начарри пе начарри пулать. Вӗренме вӑхӑт ҫук пулсан кӑштах ҫуттине ӗҫмелле те аффирмаци вуламалла.
Эрех ӗҫекенсем куна туяҫҫӗ. Нумай ҫын ҫапла ҫӗкленет. Начар шухӑшпа анса ларать.
Ытлашши ӗҫмлеелле мар. Блоксем снимать туман калаҫу та лайӑхланать. Куна Свора пӗлеҫҫӗ. Эрех нумай ҫынна хӑтарнӑ.
Хӑвӑрт по шкале вибраций ҫӗклет "радость, всемогущество, любовь, безгранично суть возможностей. Ырӑ ҫын эрех ӗҫсен. Хӑмла аптрамас. Эп ҫапла 2 уйӑх каялла германире ӗҫ тупнӑччӗ. Кӑштах укҫа илтӗм те usdt. Тата ӗҫмелле пулнӑ безалкогольный сӑра. Ун-та хӑмла пур
Генади Николаевич // 2090.30.0487
2023.11.13 15:10
рыхлости и поверхностность - пит аван кун пек калани!
поэче // 2816.18.9163
2023.11.20 06:30
Шкала Абрахама это на самом деле основная шкала который позволяет понимать процессы. Это вершина и ключ понимания. Сейчас послушал "мета сенситив" И понял насколько у него нет понимания. Фильм он растолковал опять по своему не понимая шкалу Абрахама. Это либеральный маг. Это апостол либерального мира. У него много ключей и смыслов но он не понимает определенных образов.

Через шкалу Абрахама я лучше начал понимать чувашский мир. Это стремление подняться выше по шкале. К радости, изобилие возможностей, свободе.

Тут нужно понимать что бывают либеральная философия. И она находится на нижней ступени осмысленности. А есть мудрый чувашский народ
поэче // 2816.18.9163
2023.11.20 07:05
Вот этот "мета сенситив", " Мета смыслы" он либеральный философ. И он предсказатель и маг. Когда запад был сильный, его предсказания исполнялись. Видимо у либералов есть некоторые свои предсказатели которые им спускают предсказания сверху. И они начинают верить что они маги и предсказатели. По сути это планы Запада. Многие либералы сверхъестественные люди. Люди с большой буквы. Поэтому
поэче // 2816.18.9163
2023.11.20 07:24
Поэтому многие либералы они находятся в мистике, а йоге, медитиациях, верят в карты таро, всяких таких колдунов и магов. Запад им спускают сверху и они предсказатели. Я за этими каналами наблюдаю давно. У них свой ислам, своя радикальная религия

Страницӑсем: 1, 2

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем